Факты об опере, которые вы скорее всего не знали
Топот ног, крики, драки, толпы фанатов и всемирные скандалы – думаете, всё это не может происходить в оперном театре? Ошибаетесь! Вот несколько фактов, которые убедят вас в том, что опера – это намного увлекательнее, чем вы могли себе представить.
«Браво» или «бу»?
В западных театрах есть традиция не только выражать своё одобрение бурными аплодисментами и криками «браво» (кстати, «браво» предназначается мужчине, «брава» – женщине и «брави» – нескольким исполнителям или всему оркестру), но и показывать своё недовольство криками «бу». Чаще всего «забукивают» режиссёров, чьи постановки публика находит слишком радикальными.
При этом мнения по поводу конкретного спектакля могут разделяться, и тогда в зале разворачиваются баталии, сопоставимые с накалом фанатских страстей на футбольном матче: часть людей аплодирует, топает ногами и кричит от восторга, другая же часть отчаянно стремится перекричать сторонников постановки своими недовольными «бу-у-у».
Достаётся и исполнителям. Плохо спел, неубедительно сыграл роль (да, оперные певцы уже давно должны быть и блестящими актёрами), вяло продирижировал – всё, будь готов услышать «бу» во время финального поклона. Публика, которая прекрасно разбирается в том, что такое хорошее и что такое плохое исполнение и открыто выражает своё мнение после каждого спектакля, стимулирует музыкантов поддерживать профессиональную форму, ведь быть «забуканным» не хочется никому.
© ROH, Photograph by Stephen Cummiskey
Охота за билетами
Повышенная вовлечённость публики сказывается и на ажиотаже вокруг билетов. Особенно это касается кастингов с участием суперзвёзд и ключевых событий летних оперных фестивалей. Любители оперы готовы проводить по 10 часов в очереди в кассу, а если это вечерняя касса с билетами на «стоячие места», то потом ещё и слушать весь спектакль стоя, драться за лучшее место в очереди и в ложе для стоячих мест, начинать охоту на билеты за полгода до события, изобретать детективные схемы как достать билеты в условиях катастрофического sold out, и конечно, платить за радость оказаться в зале на не самом плохом месте по 100-400 евро.
Но самой суровой проверкой на любовь к опере и выдержку является Байройтский фестиваль. Посетитель этой Мекки фанатов Вагнера ждёт возможности купить билет в среднем 10 лет. Правда, в последние годы фестиваль немного смягчил свою строгость и теперь билеты на избранные спектакли можно приобрести онлайн за несколько месяцев до начала фестиваля. Однако десятки тысяч вагнерианцев по всему миру продолжают ждать того самого письма в конверте, которое известит их о том, что в этом году они наконец отправятся в Байройт.
© dpa
Трагедии на сцене и в жизни
Кстати, о Вагнере. Творчество и сама судьба этого композитора оставили нам множество поводов для дискуссий, обожания и ненависти, но одна из его музыкальных драм стала памятником тому, что опера – это живое искусство, творимое реальными людьми, для которых служение музыке может иметь фатальные последствия.
С «Тристаном и Изольдой», этой одной из самых красивых и трагичных историй любви, связаны реальные трагедии исполнителей: первый исполнитель парии Тристана умер после премьеры, один из последующих – лишился голоса и сошёл с ума. Около десяти дирижёров получили сердечный приступ, дирижируя этой упоительной музыкой. Исполнение знаменитого Liebesnacht из второго акта – самого длинного любовного дуэта в истории оперы продолжительностью 40 минут – стало роковым для выдающегося австрийского дирижёра Феликса Мотля, который после полученного инфаркта скончался в больнице.
Сердце его немецкого коллеги Йозефа Кайльберта не выдержало во время этого же дуэта. Дирижёр умер прямо в театре. Тема рока в опере присутствует не только на сцене…
Курьезы
Но, к счастью, в опере есть место далеко не только трагедиям. В оперном мире никак не обходится без курьёзов: не закрывшийся вовремя занавес, сломанные декорации, порванные костюмы, живые животные на сцене, которые вдруг решают продемонстрировать «новое прочтение роли», не предусмотренное режиссёром.
Самая нашумевшая оперная история последних сезонов произошла в Венской государственной опере во время «Тоски» Пуччини в апреле 2016 года. После исполнения знаменитой арии Каварадосси E lucevan le stelle современным тенором №1 Йонасом Кауфманном публика так неистовствовала от восторга, что певец решил спеть арию ещё раз (что вообще-то является не очень хорошим тоном, ведь это нарушает логику спектакля).
После повторного исполнения арии звёздная партнёрша Кауфманна Анджела Георгиу не вышла на сцену, и знаменитому певцу пришлось несколько минут развлекать зрителей, пока Тоска, наконец, не появилась. Этот случай обернулся крупным скандалом, зато Кауфманн порадовал публику своим комедийным талантом.
Кстати, если вам интересна опера, курс «Услышать и полюбить» от образовательного проекта «Operamania» научит разбираться в оперном искусстве даже тех, кто никогда не был в оперном театре или бывает там лишь от случая к случаю.
Известная музыкальный критик и оперный эксперт Анна Ставиченко собрала весь свой многолетний международный опыт сотрудничества с ведущими европейскими оперными театрами и фестивалями, чтобы поделиться им со всеми желающими. Узнать больше о курсе можно здесь.