Как снимать клипы для известных артистов. Правила профессии от режиссера Тараса Голубкова
Тарас Голубков – украинский режиссер, которого вы могли знать по клипам для MONATIK, “Скрябина”, Артема Пивоварова, Melovin или FoSho. В свое время начинал свой путь с Художественной академии как иллюстратор, а сегодня его работы набирают до 80 миллионов просмотров.
30 сентября исполняется 7 лет с даты премьеры первого музыкального клипа Тараса и начала карьеры клипмейкера. Специально для Marie Claire к профессиональной годовщине расспросили режиссера про его 7 основных правил работы с поп-артистами.
1. Создавайте сценарий клипа только после знакомства с артистом и его музыкой
Для меня всегда важен артист. Это касается работы с любым исполнителем – начинающим или топовым, дебютантом или тем, кому нужен ребрендинг.
Артист для меня – это ядро не только в рамках клипа, а еще и всего действия, настроения и энергии. Даже если он не появляется в самом клипе. Основная идея и концепция создается только тогда, когда я лично узнаю автора. Особенно это касается топовых артистов с историей, или когда мы делаем ребрендинг. В любом случае идет столкновение с почерком исполнителя, его вайбом и с тем, что он транслирует. В таких случаях очень важно личное общение.
Мы все меняемся – сегодня одни, а завтра другие и крайне важно перед запуском работы понимать, чем человек живет, чем дышит, чего хочет и какое у него настроение и планы на будущее.
Читайте также: САША САМСОНОВА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕСТРАМИ КАРДАШЬЯН, ВИДЕНИИ КРАСОТЫ И МЕЧТЕ СНЯТЬ ФИЛЬМ
Поэтому всегда, когда начинаю писать сценарий и креативить, пользуюсь своим первым правилом и знакомлюсь с артистом. Мне нужно пообщаться с человеком, уловить его настроение, обменяться референсами.
Отталкиваясь от этого, я буду предлагать свои варианты сценария, что же это может быть и как выглядеть.
Следующий фактор, от которого я отталкиваюсь в своих идеях и сценариях – это музыка артиста. Я никогда не использую идеи или концепции из заготовок или шаблонов. Меня часто об этом спрашивают, но я понял, что такому принципу следовать просто не могу. Мне обязательно нужно прочувствовать самого человека и его творчество, а потом придумывать идею. Иначе это превращается просто в математику.
2. Заразите артиста идеей
Очень важно “заразить” артиста своей идеей. Попасть ему прямо в сердце.
Нужно очень тщательно подготавливаться к этому процессу, набраться терпения и погрузить человека в вашу атмосферу, очень детально рассказав о процессе, вашей концепции и идее. Артисты – это всегда творческие люди, которые загораются идеями. Вам нужно так задеть их своими работами и концепциями, чтобы они влюбились в них.
3. Пишите собственные сценарии
Я приверженец того, чтобы работать по своим сценариям и идеям. Это не значит, что я абсолютно не слушаю артиста и не учитываю его желаний. Совсем нет, мы всегда в диалоге с артистом и он в любой момент может высказать свои пожелания и предложения. Но если говорить рекламным языком – я работаю по брифу. Бриф очень нужен и полезен. Бриф “делайте, что хотите” – это тоже бриф.
Мне сложно работать по готовым сценариям, где расписана каждая минута и действие, каждый спецэффект и костюмы для балета. Потому что когда я не могу ощутить все нюансы, я рискую не воплотить идею в жизнь так, как видел это другой человек. Для меня важным правилом является то, чтобы работа была выполнена именно по моему сценарию, относительно того брифа, который мне дают.
4. Хореография и синхроны – в первой половине съемки
Я советую всегда стараться снимать хореографию в первой половине съемки.
Я понимаю, что это не всегда получается с учетом тайминга, света и локаций. Но это моя рекомендация – хотя бы большую часть хореографии снимать в первой половине съемочного процесса.
Если есть важные синхроны, где предполагаются крупные планы артиста, когда он поет – их нужно тоже снять в первой половине съемок. Не стоит оставлять такие материалы на вторую половину или конец рабочего процесса. Мы все люди и все устаем, поэтому лучше снимать эту часть клипа в самом начале.
Читайте также: АЛАН БАДОЕВ ОТ «А» ДО «Я»
5. Будьте точно уверены в каждой своей сцене
Пятое правило касается сценария – я должен четко быть внутри себя уверен в каждой сцене. Процесс отбора делится на две части: этап написания сценария и этап раскадровки.
Сначала ты рассматриваешь историю в контексте тех сцен, через которую ты ее рассказываешь. Все ли сцены нужные? Все ли правильно рассказаны? Все ли достаточно яркие и нужные с режиссерской точки зрения? Нужно сразу ответить на эти вопросы и максимально хладнокровно отсечь лишнее, чем снимать все подряд, а потом на этапе монтажа выбросить.
На этапе раскадровки мы историю иллюстрируем и переводим в кадры, ракурсы, понимаем, как именно это будет выглядеть. На этом же этапе ты понимаешь хронометраж и поместится ли твой визуальный ряд в трек. Возможно, какую-то сцену можно показать одним кадром, а не тремя, как задумывал. Можно даже брать нарисованные кадры и попробовать собирать их в видеоряд под музыку. Это тоже дает примерное понимание. На втором этапе ты еще раз себя проверяешь по сценам, все ли они нужны с режиссерской точки зрения. Рассказывает ли эта сцена твою историю. Яркая ли она? Имеет ли она право оставаться в видеоряде? Если такие вопросы или сомнения все же остались, то будьте готовы к ЧП на площадке. У вас не должно быть фраз “посмотрим, будем ли успевать” или “решим на площадке”. Все вопросы нужно решать “на берегу” на этапе раскадровки, когда вы с оператором и со всей командой пройдетесь по точкам, где все будет происходить. Вы можете импровизировать, но когда у вас есть четко спланированная основная история и вы можете позволить себе эксперимент, к которому все готовы. Это не экстренная ситуация. А экстренные ситуации возникают, когда вы откладываете принятие решений на потом.
6. Детализируйте сценарий
Даже самый абстрактный сценарий я стараюсь сделать максимально детализированным. Нужно зафиксировать всю основу до начала съемок.
Если это хореография – максимально проработать все движения на репетициях, сделать раскадровку с оператором.
Конечно, нужно оставлять место для спонтанных решений, ведь площадка всегда диктует свои правила. Иногда можно представлять съемку по-своему, а на деле, в кадре это смотрится совсем иначе. Тогда мы пытаемся найти максимально визуально выгодное решение уже на месте.
Читайте также: КУЛЬТУРНЫЙ КОД РЕЖИССЕРА ГЕРМАНА НЕНОВА
Чтобы вся работа была слаженной, я изначально обрисовываю картину действий и каждого члена команды посвящаю в курс дела. Таким образом команда углубляется в процесс все больше и больше и имеет лучшее представление о проекте и финальной картине.
Раскадровка всегда дает более предметное понимание вещей, с ее помощью людям легче ориентироваться. Это можно сравнить с передвижением по городу: когда ты знаешь улицы города – ты быстрее доедешь до нужного места, но не зная всех дорог, ты начнешь петлять, а путь станет гораздо длиннее.
7. Будьте требовательными
Нужно быть требовательным к себе, к продукту, который вы производите и к команде, с которой работаете. Тогда люди в команде будут чувствовать это.
Как правило, топ артисты максимально требовательные, нужно это принимать и понимать. Вам отдают трек, в который было вложено много сил. Автор передает вам свое творчество. Стоит вести проект так, как будто ты снимаешь клип для себя. Требовательность должна быть ко всему: начиная от идеи и локаций, заканчивая дедлайнами. Как только артист видит, что вы тоже живете в таком подходе, то сразу чувствует это и начинает доверять вам. Если этого не происходит, то могут возникать какие-то конфликтные ситуации, недоразумения и т.д. Именно поэтому нужно возвести в привычку ответственность к процессу и работу на максимум.