Культовые личности из мира кукольного театра, о которых стоит знать
В октябре на сцене Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра все желающие смогут посмотреть спектакль от «Модерн-Вертеп», созданный по мотивом культовой пьесы Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф». В честь этого вспоминаем выдающихся мировых и отечественных личностей из мира кукольного театра.
Что мы знаем о театре кукол? О его истории, ярких представителях, принципах, развитии? Слишком мало. Сказочный репертуар, ширма, Петрушка. Стереотипы, связанные с ним такие же древние, как и он сам. Мы говорим «кукольный» и подразумеваем «детский», даже не догадываясь о том, что изначально это было абсолютно взрослое искусство.
Театр кукол сегодня — это не иллюстрация, а авторское высказывание, которое при желании и современных возможностях можно увидеть даже сидя на диване у себя дома. Вот рекомендации для теx, кто не знает с чего начать знакомство с «другим» театром кукол.
Читайте также: Иммерсивный театр: что это такое и где найти его в Киеве?
Филипп Жанти
В Интернете можно найти ранние работы француза Филиппа Жанти, который в своих фантасмагорических, ярких и зрелищных постановках создавал особый сюрреалистический мир. В его визуальном театре не используется текст, поэтому большую авторскую работу проделывает и зритель, следуя за своей и режиссерской фантазией, подкрепленной его увлечением работами Фрейда и Юнга.
Дуда Пайва
Стоит обратить внимание и на бразильца по происхождению , но нидерландского по месту деятельности профессионального танцовщика Дуда Пайву, случайно пришедшего в театр кукол, который прославился на весь мир огромными поролоновыми куклами.
В своих, во многом автобиографических работах, Пайва соединяет танец, цирковые элементы, слово, звук, видео и кукольное представление. Его спектакли зрелищны, метафоричны, всегда на грани фола и воспринимаются достаточно сложно.
Дуда использует методику так называемого диссоциативного кукловождения, когда у одного исполнителя на его руках, теле существует сразу несколько кукол.
Читайте также: В кино и на сцене: звезды, которые играют в театре
Режиссеры-экспериментаторы из Беларуси
Много интересных режиссеров-экспериментаторов работают в Беларуси: Алексей Лелявский, Олег Жюгжда, Александр Янушкевич, Евгений Корняг, Юрий Диваков (последний не так давно поставил отличный спектакль в Киевском театре «Золотые ворота»).
В своих смелых и резких постановкаx Юрий соединяет драматический театр, анимацию, работу с куклами и предметами, что, в принципе, характеризует сегодняшний кукольный театр, в котором предметы играют не бутафорскую роль, а становятся полноценными кукольными персонажами.
Ариэль Дорон
Интересным режиссером в практике работы с предметами является Ариэль Дорон (Израиль). Данная форма предполагает не оживление предметов, как это происходит в привычном кукольном театре, а наоборот, подчеркивание их «пластмассовости».
Фигурки на сцене (как в случае со спектаклем Ариэля «Пластмассовые герои») лишь создают пространство и повод для взаимодействия с живым актером. Такой вот феномен: кукольный театр уходит от кукол, стараясь найти или распознать их в других объектах.
Читайте также: Что нужно знать о фильме «Щегол», прежде чем посмотреть экранизацию
Оксана Дмитриева
В Украине пристальное внимание критиков и публики направлено на главного режиссера Харьковского государственного академического театра кукол Оксану Дмитриеву, ставшей первым лауреатом премии имени выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса.
Соединяя кукол разных систем, Оксана создает красивые, глубокие, умные и чувственные спектакли. («Простые истории Антона Чехова», «Вишневый сад» по произведениям Чехова, «Майская ночь» и «Женитьба» по Гоголю, «Чевенгур» по Платонову, «Гамлет», получивший множество наград на различных театральных фестивалях).
Надо отметить, что кукольное искусство активно мигрирует в драматическое. Теодор Курентзис, Адольф Шапиро обращаются к кукле в опере, куклы появляются даже в документальном театре.
К примеру, междисциплинарный, социальный проект «Осень на Плутоне», созданный во Львове Сашком Брамой, в основу которого легли истории реальных людей, жителей львовского гериатрического пансионата. Помимо важнейшей темы, на которую режиссер пытается обратить внимание общественности, спектакль имеет богатое художественное наполнение: куклы-марионетки в рост человека, аудио-дизайн, медиа-искусство, перформанс, документалистика.
Также совсем недавно в Киеве был заявлен новый, весьма любопытный театральный проект «Модерн-Вертеп», который уже в октябре на сцене Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра покажет (ровно 5 раз) первый спектакль, созданный по мотивом культовой пьесы Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф».
Команда «Модерн-Вертепа» обещает продемонстрировать собственное видение классического кукольного вертепа, наполнив сценическую реальность разнообразными средствами выразительности (куклы, пантомима, мультимедийное изображение, современная электронная музыка). Этой историей о вечном диалоге души и тела, авторы спектакля xотят напомнить зрителю о простыx человеческиx ценностяx: о честности и справедливости, о доверии и любви.