Простые сложные формы: биография скульптора Аниша Капура
Автор «стальной капли» в Чикаго, Аниш Капур собирается создать арт-объект и для Киева, а пока мы томимся в ожидании, познакомимся с британским скульптором ближе.
Он считается одним из самых важных скульпторов своего поколения. Индийско-британский художник Аниш Капур создает крупномасштабные работы, которые бросают вызов зрителю и не поддаются простому определению, резонируя с мифической чувственностью.
Награды за молчание
Аниш Капур часто говорил — «Мне нечего сказать». Это утверждение может показаться странным, ведь оно исходит от всемирно известного художника, который является обладателем самых престижных в мире художественных премий и был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II в 2013 году.
Но, сохраняя молчание, он, однако, позволяет развиваться новым и неожиданным значениям, которые находят в его скульптурах зрители. Корни этого самоотверженного подхода можно найти в культурном наследии Капура – западном искусстве 1960-х годов и индийских концепциях, таких как «сваямбху» (на санскрите это означает образы, которые рождаются сами по себе, а не рукой человека).
Из Индии в Англию через Израиль
Аниш Капур родился в Мумбаи, в Индии, в 1954 году, и он извлек определенную выгоду, получив воспитание в период после обретения Индией независимости. Его мать – дочь кантора в синагоге, чья семья была частью большой еврейской общины, которая эмигрировала в Мумбаи из Багдада. Его отец был индусом и работал гидрографом в ВМС Индии.
Получив раннее образование, в основе которого сочетание индийской и западной культуры, он отправился в Израиль, где провел несколько лет в кибуце с одним из своих братьев. Аниш бул бунтарем: вопреки ожиданиям семьи, он отказался стать инженером и выбрал стезю художника.
В начале 70-х годов он переехал в Англию, где поступил в художественную школу, учился в колледже искусств и закончил аспирантуру в Колледже искусств и дизайна Челси в Лондоне. Однако в это время он совершил поездку в Индию, которая все расставила на свои места. Находясь там, он увидел груды ярких оттенков пигмента, вызвавших в нем тот подход к форме и цвету, соответствовавший его тяге к объектам, которые не возможно определить какими-либо художественными знаками.
Он вернулся в Англию и создал свою первую крупную пигментную серию скульптур «Тысяча имен». Серия отсылала к индуистскому божеству Вишну с тысячью лиц и продемонстрировала веру художника в неразрешенную природу искусства, которое может приобретать множество различных значений, в зависимости от отношений между зрителем и объектом. Так, он приобрел известность, создавая биоморфные скульптуры из известняка, мрамора, гранита и разных видов штукатурки.
Необходимость верить
Действительно, отношения со зрителем имеют первостепенное значение в работе Капура. «У нас есть два выдающихся качества: верить и относиться. Искусство вовлекает необходимость верить, большое искусство имеет способность становиться близким нам».
В то время как Капур говорит, что он хочет привлекать зрителей моментом близости с его загадочными скульптурами, некоторые из его самых известных музейных инсталляций передают эту идею поистине в монументальном масштабе. В лондонской галерее Тейт в 2002 году он представил огромную работу под названием «Марсий». Инсталляция была изготовлена из кожи ПВХ, которая простиралась на 150 метров по всему обширному пространству зала. Она была настолько большой, что взгляд не мог охватить ее полностью. А его работа «Левиафан» заполнила массивную стеклянную крышу Grand Palais в Париже, позволяя зрителям идти внутри огромных сферических конструкций, окутывая их интенсивным красным заревом гигантской ПВХ-мембраны.
Обе эти скульптуры были не только крупными произведениями искусства, но и технически сложными конструкциями. Но в 2012 году это мастерство вышло совершенно на новый уровень. Тогда Аниш Капур получил возможность создать скульптуру для Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. 115-метровая ArcelorMittal Orbit стала самой высокой скульптурой Соединенного Королевства, которая состоит из закрученной красной стали, предназначенной вызвать ощущение неустойчивого равновесия стабильности и нестабильности.
Психологическое пространство
Тем не менее, даже если работы Капура иногда подвергались критике из-за того, что в основе его скульптур – чистое зрелище, – он всегда стремился вызвать чувство возвышенного и осознание того, что существуют такие вещи, которые лежат за пределами нашего понимания.
Пустота — другая центральная тема его творчества. Примером этого является произведение «Сошествие в Лимбо». Инсталляция представляет собой черный круг на поверхности пола, который при ближайшем рассмотрении оказывается фактической пустотой в полу, заполненной чистым черным пигментом. Это одновременно притягательное и ужасающее темное пятно, обращающее внимание на внутренние состояния и стимулирующее воображение зрителя. Для Капура пустота является психологическим пространством п «потенциальным пространством», то есть тем, которое остается нерешенным и постоянно меняющимся.
Постоянно меняющееся, неопределенное состояние зрителя, возможно, приобретает апофеоз в его самой известной и самой посещаемой работе — «Небесные врата». Расположенная в чикагском Миллениум-парке обтекаемая зеркальная скульптура, отражает окружающую среду, изменяя фигуры тех, кто к ней приближается. Она создает иллюзию, абстрактность, полиморфность.
В мире, который становится все более перегруженным, Аниш Капур напоминает нам о нашей способности устанавливать связи с миром вокруг нас и открывать в себе многочисленные возможности, делая свои собственные географические открытия.