СЕО карьерного портала Happy Monday Анна Мазур: «Развитие бизнеса – это вечные американские горки»
Основательница и СЕО Happy Monday Анна Мазур рассказала о том, почему важно уметь балансировать между работой и отдыхом, собственном бизнесе и цели покорить Говерлу.
— Анна, как вы решились запустить свое медиа? И почему именно карьерный портал?
— Если честно, то я не думала, что запускаю медиа или карьерный портал. Я делала то, во что верю и в чем вижу потребность, и в какой-то момент осознала, что создала онлайн-бизнес. Это стало довольно сильным потрясением, ведь у меня за спиной был большой опыт в сфере управления и в HR, но я ничего не знала и не понимала в развитии онлайн-продуктов.
Наверное, это один из самых больших вызовов предпринимательства – каждый день ты оказываешься перед сотней вопросов, в которых ничего не понимаешь. И именно умение быстро разобраться, найти правильных людей с экспертизой, объединить разные точки зрения и вовремя опереться на свою интуицию и делают предпринимателя успешным.
Иногда мне кажется, что Happy Monday – проект, который должен был случиться, а я – просто ресурс для его реализации. Уж очень много всего с нами происходило без бизнес-плана, на чистой вере и интуиции, по какому-то невозможному стечению обстоятельств.
Сегодня Happy Monday – это карьерный портал и медиа о карьере. У нас много планов и целей, к которым хочется прийти. Но все же, каким будет проект через пару лет, никто точно не знает. Только этот год заставил перевернуть планы вверх дном, но тем не менее, проект развивается, приносит пользу соискателям и компаниям, находит новые пути развития. Это весьма непредсказуемый путь, но очень интересный. И тут важно уметь держать волну – чутко оценивать внешние изменения, но держать курс туда, куда хочешь ты.
— Вы проводили первичное исследование, интересно ли это украинцам, или полагались на свою интуицию?
— Я долго не могла решиться начать, поэтому у меня было время на исследование. Но идея появилась очень давно, ведь на своем личном опыте я видела проблему с двух сторон. Еще студенткой мне было сложно найти интересные вакансии, узнать нужную мне информацию о компании-работодателе. Тогда же я создала список альтернативных источников, где можно находить предложения работы, которых не было на больших порталах. Этот список лег в основу первых подборок вакансий Happy Monday, потому что оказалось, что таких людей, как я, – которым нужна осмысленная, интересная работа в компаниях, которые разделяют ценность партнерства и взаимного развития – довольно много. Это была моя первая проверка гипотезы, что на рынке есть потребность, которую еще никто не реализовал.
С другой стороны, как HR-менеджер я видела, что из сотен заявок, которые ко мне приходят, оффер получали именно те кандидаты, которые еще до собеседования хорошо знали куда идут, почему именно эта компания им интересна и что их ожидает на рабочем месте. Это дало мне понимание, что если предложить эту информацию рынку раньше, если формировать пул лояльных кандидатов еще до открытия вакансии, то можно существенно увеличить качество заявок и тем самым снизить стоимость одного найма (и дополнительно сберечь пару тысяч нервных клеток рекрутеру).
Когда идея сформировалась, я сначала поискала аналоги на других рынках и нашла несколько примеров, которые меня вдохновили. А затем провела десяток глубинных интервью с HR-ами компаний и с соискателями, которые также подтвердили мою гипотезу. После этого оставалось только действовать.
— Чему научил вас проект Happy Monday? И без чего он бы не был бы таким, какой он есть?
— Думаю, что есть много факторов, мне сложно выделить что-то одно. Как мы с вами состоим из миллионов клеток, и каждая из них важна для жизни человека, так и в любой живой организации каждый человек, проект, партнер, процесс значимы и делают ее такой, какой она есть сегодня.
Конечно, первым делом мне в голову приходит мысль про команду – без этих людей и их ежедневного труда с огромной верой в то, что мы делаем, точно не было бы Happy Monday. Но также важны и наши клиенты – без их интересных задач, сложных вопросов, сумасшедших идей не было бы огромного количества наших достижений и точек гордости. И даже те люди, с которыми мы не сработались, или проекты, за которые не взялись, – они тоже сделали нас именно такими, какими мы есть сегодня.
Поэтому если говорить о том, чему научил меня Happy Monday, – это, скорее, искать положительное во всем, что с нами случается, а еще сохранять эмоциональный баланс.
Ведь развитие бизнеса – это вечные американские горки, в один день тебе кажется, что ты на вершине мира, а в другой – что хуже быть просто не может. Именно умение притормозить в моменты эйфории, когда все хорошо, и глубоко дышать и не впадать в уныние, когда все идет не совсем так, как хотелось, – это мой главный урок и усвоенный навык за последние 3 года.
— Что вы обрели и чему научились за время в должности СЕО?
— Свой бизнес учит жить с огромной ответственностью, но с другой стороны, дает огромный выбор. Я могу выбирать именно тех людей и тех клиентов, с которыми мне интересно двигаться вместе. Тех, чьи ценности я разделяю и с кем мы находимся на одной волне. И отказываться от тех, кто обесценивает и не уважает твой подход.
Я далеко не сразу это поняла. Особенно поначалу, когда находишься на этапе выживания и хватаешься за любую возможность. Сначала сложно оценить важность выбора «твоих» людей и клиентов, но после несколько проектов, которые я закрывала, прикладывая огромную силу воли, я поняла, что так не хочу. И если уж я решилась на свой бизнес, то могу выбирать своих клиентов и своих сотрудников.
Читайте также: БИЗНЕСВУМЕН ПОНЕВОЛЕ: ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
— Как повлиял на ваш медиа-бизнес локдаун?
— С точки зрения процессов – практически никак. Часть моей команды и до карантина работала удаленно из других городов, поэтому по процессам и инструментам внутренней коммуникации мы были готовы и довольно подкованы в ремоут-формате работы.
А вот на бизнес в целом, конечно, влияние было огромным. Мы работаем с рынком труда, размещаем вакансии, помогаем найти своих людей в команды. И естественно, с началом карантина 90% компаний приостановили любой найм. Количество вакансий на нашем сайте упало на 85% буквально за неделю и продержалось на минимальном уровне весь апрель.
Нам пришлось существенно пересмотреть свои продукты, оптимизировать затраты, сгруппироваться по максимуму и придумывать новые инициативы. Так мы запустили проект «Антикризисной карьерной помощи», в рамках которого объединили более 100 экспертов рынка и помогли трем сотням людей, которых на карантине сократили или отправили в отпуск за свой счет, получить бесплатную карьерную консультацию и помощь. Также мы провели большую онлайн-конференцию ProForum на полторы тысячи участников о том, как справиться с паникой и строить карьеру в кризис. А еще выпустили книгу о том, как самостоятельно подготовить резюме, которое приведет на собеседование и выпустили ее на рынок в формате «заплати столько, сколько можешь».
Эти и другие инициативы позволили нам получить поддержку от других организаций и фондов, и в сентябре мы готовим к запуску продолжение проекта «Антикризисная карьерная помощь» с международным фондом «Відродження». Мы также попали в список финалистов проекта «Я зможу» и получили небольшой грант на техническое обновление сайта, а еще вошли в ТОП 30 проекта «Бизнес-трамплин» – там как раз проходит голосование за место в десятке победителей.
Поэтому я могу однозначно сказать, что карантин сделал нас более гибкими и адаптивными, открыл новые возможности и показал, что мы точно сильнее, находчивее и креативнее, чем думали.
— Мы живем в эру «достигаторства», когда твой успех измеряется масштабом проектов и цифрой со множеством нулей на счету. Что для вас значит успех? Какими критериями вы его измеряете?
— Думаю, что понятие успех изменяется вместе с нами. На каком-то этапе важно обеспечить себя, доказать себе и миру, что ты можешь достичь определенной позиции или купить машину, которую хочешь. Это важно и это формирует уверенность в своих способностях и силах. Я все это прошла, был момент, когда у меня были позиция и зарплата в несколько раз больше, чем у моих одногруппников или друзей-ровесников. И сегодня это помогает мне в сложные моменты.
Когда мне кажется, что все, предпринимателя с меня не вышло, то я утешаю себя тем, что достойную работу я найти все же смогу. Часто сталкиваюсь с тем, что мы обесцениваем свой опыт, свои представления об успехе в прошлом, особенно если это была профессия, которая не приносила нам удовольствия, или болезненные отношения, через которые пришлось пройти. Но именно та профессия или те отношения позволили нам лучше познакомиться с собой, понять, что для нас важно, и двигаться дальше.
Для меня сегодня успех – это свобода выбирать, что я делаю и с кем, как проводить свое время и чем наполнять свою жизнь. К этому относится и финансовая свобода, и выбор деятельности, и выбор людей, которые рядом. Я считаю, что я очень счастливый человек – я нашла свое любимое дело и имею возможность им заниматься каждый день и обеспечивать им себя.
Со мной рядом люди, которые разделяют мои ценности и подход, у меня есть отношения, о которых я всегда мечтала, мой муж и моя семья – моя опора и поддержка, я живу в городе, который очень люблю. Конечно, у меня еще много планов и амбиций, но мое счастье сегодня – это точно мой главный критерий успеха.
Читайте также: ПРОФЕССИЯ HR: КАКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В УКРАИНЕ
— Вы выступаете за «счастливые понедельники», а ведь бывают дни (и не только понедельники), когда на работу идти совсем не хочется. У вас есть рецепт, как справиться с этим непродуктивным состоянием?
— Мы с вами не роботы и не можем постоянно действовать с одинаковым уровнем энергии. Нам необходимы периоды восстановления и отдыха. Опасность в том, что выгореть, занимаясь любимым делом, намного проще. Увлекаясь, можно легко упустить момент, когда наступает усталость и нужен отдых. И если не остановиться вовремя, то можно легко доработаться до полного эмоционального и физического истощения. Важно помнить, что если такое произошло, то это совсем не значит, что вы занимаетесь не своим делом. Это значит, что пора отдохнуть.
В нашем обществе только сейчас формируется культура отдыха и баланса. Понимание, что для того, чтобы понедельники были счастливыми и продуктивными, выходные должны быть нерабочими и наполняющими. Или, может, вообще 5 рабочих дней подряд для вас – это неэффективно (как это для меня), и тогда нужно найти свой график, в котором посреди недели появляется день для восстановления, а воскресенье становится днем стратегических задач и сфокусированной работы. Так что у меня нет универсального рецепта, как справиться с непродуктивным состоянием, но есть совет – относиться к нему как к необходимости своего организма восстановиться, перегрузиться и наполниться энергией для следующего счастливого и продуктивного дня.
— Чего, как вам кажется, не хватает украинцам, чтобы быть не только успешными в работе, но и счастливыми?
— Думаю, что ответственности. Ответственности за свое счастье, за свой выбор, за свое окружение и т.д. Увы, мы с командой очень часто встречаем людей, которые не первый год несчастны на своей работы, но ничего не делают, чтобы это изменить. Привычное «работы нет», «да кому я нужен» или «ну у меня же есть хоть какая-то работа» становятся мантрой оправдания своего несчастья. А еще очень часто вот это – «уже поздно что-то менять». Недавно у нас вышла новость про итальянца, который получил диплом в 96 лет и теперь я высылаю ее всем, кто мне в 30 говорит, что поздно что-то менять.
А еще нам часто хочется простых и однозначных ответов на сложные вопросы. Чтобы кто-то сказал, какая профессия точно наша, или выдал рецепт счастливых отношений. Увы, так не бывает. В каждом сложном вопросе миллион полутонов. Профессий, в которых мы можем чувствовать себя реализованными, точно несколько, и они могут меняться на разных этапах жизни; счастливые отношения – это ежедневные маленькие шаги навстречу другу другу.
Даже в простых, на первый взгляд, вопросах – например, «Как правильно подготовить резюме?» – нет правильного ответа, потому что резюме для международной организации, маленького стартапа или госучреждения – это три совсем разных документа. Мы с командой стараемся помогать в решении этих вопросов – проводим карьерные консультации и тестирование на выбор профессии, выпускаем книги о том, как правильно подготовить резюме, и организовываем много тематических инициатив. Но важно помнить, что только сам человек может что-то изменить в своей жизни и применить все эти инструменты на практике.
Читайте также: ЗАБУДЬТЕ О ПРИЗВАНИИ И ИЩИТЕ «СВОЮ СТАЮ»: 5 ПРАВИЛ, КАК СТРОИТЬ КАРЬЕРУ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН
— Попасть на TEDxLviv – это определенный левелап. Как вам это удалось?
— ТЕDх – очень особенное мероприятие. В описании указано, что это про идеи, достойные распространения. Я думаю, что когда у тебя созревает такая идея, такое глубокое убеждение или вера во что-то, то с тобой случается ТЕDх.
Нappy Мonday – бизнес, за которым, в первую очередь, стоит идея. Идея о самореализации, о том, что мы не имеем права не использовать те таланты и способности, которые у нас есть. Я очень люблю цитату Эйнштейна про то, что каждый человек гениален, но если вы заставите рыбу карабкаться на дерево, то она проживет всю жизнь с мыслью, что она неудачница. Эта фраза очень хорошо отражает то, что мы делаем. И именно эту идею мне хотелось отразить в своем выступлении, особенно когда многих людей пугают будущие перспективы роботизации и критических изменений на рынке труда.
В итоге меня пригласили выступить организаторы, потому что тема мероприятия – человек будущего – очень коррелировала с тем, о чем я думаю и что исследую. А дальше были десятки репетиций, несколько раз полностью переписанный текст выступления и мои 18 минут на сцене.
— Какую вершину вы готовитесь покорить в ближайшем будущем? Что ждет Happy Monday?
— Говерлу точно 🙂 Я родилась в Одессе, и мой тип отдыха – это больше про море, чем про горы. Но я очень хочу испытать и этот кайф – от восхождения и покорения реальных вершин. Поэтому собираюсь покорить главную вершину нашей страны.
А в работе – это, конечно, про развитие Happy Monday. Уверена, что нас ждет интересная осень. Мы готовимся к большому обновлению в работе с клиентами, запустим несколько интересных образовательных инициатив, сейчас ведем переговоры с партнерами о новых направлениях. У меня есть цель на 2021 год, чтобы на нашем портале была информация про 100 лучших компаний-работодателей. У меня даже есть список компаний, которые я хочу видеть у нас, и это отдельное удовольствие, когда к нам приходит клиент из этого списка и я могу поставить галочку возле названия компании.
Наша миссия – помочь каждому человеку найти любимую работу. А пока социология говорит, что 68% людей не получают удовольствие от того, что делают. Так что у нас еще очень много работы впереди.