Закрыть
Андрій Дудченко майстринями вишивки Вікторією Мегалатій, Надією Сікулою та Катериною Шаповаловою
Культура

Арт-проект «Бархатные амазонки»: современные вышивальщицы о сотворчестве, интуиции и свободе

Поделись:

13 апреля в новосозданном пространстве Kirisenko Art Center открылась групповая выставка художника Андрея Дудченко«Бархатные амазонки» — масштабный арт-проект о женщине-воительнице как архетипе сопротивления. Но кроме художественной силы, эта выставка поражает еще и глубиной сотрудничества: художника с тремя выпускницами Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука — мастерицами вышивки Викторией Мегалатий, Надеждой Сикулой и Катериной Шаповаловой.

Их вышитая интерпретация стала продолжением серии «Охота на Актеона», которую Дудченко представил в рамках «Бойчук Феста» 2024 года. Работы трех художниц — новых голосов в современном украинском искусстве — воплощают глубокую связь поколений и медиа.

Артпроект

Амазонки XXI века: миф, тело, текстиль

 

Проект «Бархатные амазонки» родился как визуальная поэма. В нем откликаются сюжеты из античных мифов, упоминания о Крыме, аллюзии на гомеровские эпосы — и все это переплетено с настоящим, с нашей войной, с болью и нежностью одновременно. В экспозиции — мозаики, линориты и графические работы Андрея Дудченко, а также вышивки, созданные мастерицами на основе его произведений.

Это художественное высказывание, в котором сочетаются ирония, самоирония и интуитивное увлечение мифологией. Выставка ведет сквозь аллюзии на античную Грецию и личные воспоминания о Крыме, касаясь мотивов «Илиады» и превращая амазонок в символы современности. Среди них — Ипполита, проводница женщин, которые ведут собственную игру, бросая вызов миру.

Проект

Совместное сотрудничество художника с молодыми вышивальщицами вышло за пределы эстетического эксперимента. Она коснулась институционального уровня, открыв новую модель взаимодействия между поколениями в украинском искусстве. Этот диалог — между преподавателем и студентками, художником и вышивальщицами, мужским и женским видением — стал сердцевиной проекта.

Как рассказал Андрей Дудченко, сотрудничество с вышивальщицами началось с личного знакомства с Викторией Мегалатий — именно ей он первым предложил воплотить его эскиз в вышивке. Этот эксперимент стал толчком к созданию полноценного проекта:

«Сначала познакомился с Викторией — одной из участниц, предложил ей сделать по моему эскизу произведение. Так начался эксперимент», — вспоминает художник.
Впоследствии к команде присоединились и другие участницы — Надежда Сикула и Екатерина Шаповалова, которые вместе с Викторией учились в Академии искусств имени Бойчука. Именно благодаря общему видению им удалось создать целостный визуальный язык, который выходит за пределы простой адаптации живописи в текстиль:

Проект

«Мы многое придумали уже вместе в визуальном плане — дизайна, назначения самих изделий», — говорит Андрей.

Для художника особенно важным было сохранить баланс между авторским замыслом и свободой каждой участницы:

«Я люблю свободу — это важно! Каждая из художниц имела возможность проявить себя, воплотить собственное видение. Это получилось смело и неожиданно. Я открыл для себя новое направление».

.
Андрей Дудченко также отмечает, что это сотрудничество стало для него открытием нового направления — как в творчестве, так и в форме диалога между различными художественными медиа.

Интуиция, доверие и нити взаимопонимания

Виктория Мегалатий

 

Виктория Мегалатий, одна из участниц проекта, говорит, что для нее вышивка — это не только ремесло, а язык. Ее работы всегда о чем-то большем — о памяти, теле, времени.

Как отметила Виктория, участие в проекте стало для нее глубоко вдохновляющим опытом.

«Когда Андрей Николаевич предложил сотрудничество, я восприняла это с большим вдохновением и восторгом, — рассказывает она. — Его эскизы, картины всегда были для меня источником эстетического удовольствия, поэтому идея воплотить их в вышитых картинах показалась чрезвычайно интересной».

.
Виктория Мегалатий

Творческий диалог между художником и вышивальщицей происходил на уровне материалов, фактур и ощущений. По словам художницы, им с художником удалось найти общий язык в процессе:

«Андрей Дудченко мыслит образами, формами, а я — фактурой, цветом».

.
Именно это стало основой для искренней и глубокой коллаборации.

Выбор мотивов для вышивки тоже был интуитивным. Некоторые эскизы из коллекции художника особенно приглянулись Виктории. Она стремилась, чтобы вышивка была не просто декоративной, а «звучала» тактильно — чтобы каждая деталь имела ощутимую глубину.

Особое значение в проекте имеет выбранная техника — золотая вышивка на бархате, имеющая крымские корни и историческую преемственность.

«Именно такая вышивка происходит из Крыма, откуда родом Андрей Николаевич. Мы выбрали традиционную технику «шов по карте», которую я изучала в Академии Бойчука — она предусматривает использование бархата и золотых или серебряных нитей», — объясняет художница.
два круга

Она добавляет, что именно эта техника позволила сохранить характер эскизов художника, передать их энергию, а также придать работам современное звучание.

Для Виктории важным аспектом работы было именно переосмысление образов мозаик через вышивку.

«Для меня это было как превратить камень в ткань, а твердость — в мягкость. Мозаика имеет свою структуру, ритм, форму, но когда я бралась за иглу и нить, каждый фрагмент будто оживал по-новому. В этом процессе я не только воспроизводила, но и интерпретировала — преодолевая что-то свое, интуитивное, женское, теплое».

Катерина Шаповалова

 

<Екатерина Шаповалова - художница-реставратор по образованию и специальности. Ее подход к текстилю всегда очень бережный, даже сакральный. В своей работе она обращается к морской тематике - вышивает волны, медуз, дельфинов и корабли, передавая через эти образы, движение, глубину и спокойствие, скрывающее силу. Екатерина рассказывает, что самым большим вызовом в работе над проектом для нее стала не столько сложность техники, сколько продуктивная ежедневная рутинная работа, которая требовала внутренней дисциплины и эмоциональной устойчивости.

«Это одна из самых длинных и наиболее масштабных вышитых работ, которые я когда-либо делала. Было сложно вышивать много маленьких элементов, которые похожи между собой. До этого я работала с большими плоскостями или с меньшими изображениями, где объектов было один-два. А здесь — 25 фигурок, которые нужно вышить», — рассказывает художница.
Екатерина Шаповалова

Чтобы не выгорать и держать темп, Екатерина разработала для себя личный график:

«Я планировала вышивать хотя бы пол фигурки в день. Но каждый день был разный — иногда получалось две, а бывало, что три дня не могла завершить ни одной».
Именно такая регулярность и монотонность работы, по словам вышивальщицы, требовала большой мотивации — особенно в условиях эмоционального давления:

«Часто не было собранности, которая в сложные времена тратится на выживание. И это накладывалось на работу — с одной стороны надо сохранять техническую точность, с другой — преодолевать эмоциональное истощение».

.
Екатерина Шаповалова

Несмотря на это, участие в проекте позволило Екатерине глубже проанализировать собственную технику и отточить навыки:

«После этого проекта приобрело еще более качественное умение — с каждой работой техника отшлифовывается. И хотя сложность была в повторяемости, это и стало источником развития», — отмечает она.
И добавляет: больше всего мотивирует видеть результат — не только в собственной работе, но и в совместной работе с коллегами, в рамках выставки, которая стала завершающим аккордом сотрудничества.

Надежда Сикула

 

<Надежда Сикула работает в нескольких направлениях - экологическом, концептуальном дизайне одежды, известна проектами, где находит спасающие символы. В проекте "Бархатные амазонки" она раскрылась как мастер, работающий с визуальными образами современности и прошлого. Как отметила Надежда Сикула, которая часто работает в концептуальном дизайне, ее вовлеченность в проект всегда начинается с идейного отклика.

«Я берусь за работу только если мне она откликается идейно. В таком случае я не чувствую, что я просто исполнитель, я мастерица, которая помогает хорошей идее выйти в свет», — говорит художница.
Надежда Сикула

Именно поэтому для Надежды вышивать образ, созданный другим художником, означает не столько выполнить задание, сколько увидеть в нем собственный смысл:

«Для меня это — дать возможность раскрыться образу, в котором я вижу личные значения».

.
Командная работа стала важной составляющей «Бархатных амазонок», и, как подчеркивает художница, именно коллективность позволила достичь нового качества:

«Это проект, созданный в команде. На мой взгляд, это отличный способ достичь наилучшего результата — ведь думает сразу несколько голов».

.
Несмотря на четкое изначальное задание, Надежда почувствовала свободу в собственном процессе:

«Я почувствовала свою свободу в разработке пояса и диптиха как мастерица». И добавляет: «Произведение искусства — это не только идея или визуальный образ. Это еще и огромное количество вызовов на пути к финалу. И я с радостью принимаю эти вызовы».

Надежда Сикула

Для нее свобода — это прежде всего свобода действия:

«Работа с материалом, поиск наилучшего решения, самой целесообразной техники, каждая ниточка и стежок, множество проб и ошибок — весь этот путь, на котором каждое решение принадлежит мне, это и есть для меня свобода».

Проект происходит в Kirisenko Art Center — новом арт-пространстве, которое открылось как раз для того, чтобы становиться местом встреч, новых смыслов и диалогов. Основательница центра, Виктория Кирисенко, выступила как галеристка и как культурный менеджер, которая поддерживает смелые форматы сотрудничества между поколениями и медиумами.

«Бархатные амазонки» — это о доверии. О том, что молодые художницы могут вышить сложные, многослойные смыслы; что академическая институция — это не только система, а сообщество, рождающее партнерство; что художник может стать ментором и не потерять свой голос, а только приумножить его у других.

Этот проект открывает зрителю эстетику и этику искусства: как важно создавать пространство для других, слышать, делиться, не бояться доверия.

«Бархатные амазонки» оставляют после себя настоящий след — нитяной, образный, живой. А еще — открывают новые имена, которые обязательно станут голосами украинского искусства завтра.

«Вообще тема «бархатные амазонки» раскрывается под разными углами. Кроме прямого прочтения, то есть мифологической составляющей и якобы реальных описаний Гомера о таком женском племени, есть определенное сравнение с реалиями современного общества. Также здесь и моя личная самоирония, где я мужчина, который всегда уступает женщине», — отмечает Андрей Дудченко.
Это проект на пересечении древнего эпоса и современной чувствительности, где искусство становится территорией исследования взаимодействия мужского и женского начал, противостояния и притяжения, борьбы и игры. В этом пространстве архетипы оживают, превращаясь в визуальные идеи. Здесь бархат становится метафорой — мягкой, но прочной тканью, соединяющей времена, смыслы и чувства.


Посетить выставку можно до 18 мая в пространстве Kirisenko Art Center, по адресу: ул. Золотоустовская, 25 (территория ЖК «Шевченковский», с фасада, слева от магазина Wine Wine). Режим работы: Вторник — Воскресенье с 11.00 до 19.00. Понедельник — выходной.

Фото: предоставленные пресс-службой

Следите за новостями в
Также читайте