Закрыть
UA
Культура

Балерина Катерина Диденко: «Меня называют немецкая машина»

Поделись:

Мы встречаемся в Национальной опере Украины, Катерина в репетиционном зале проходит партию Одетты-Одилии, она как заведенный волчок оттачивает свое мастерство, а я с удивлением считаю фуэте – 64 без остановки, хотя в «Лебедином озере» их всего 32, на 32 музыкальных такта. Как объяснила мне Катерина, многие балерины практикуют на репетициях больше чем 32 фуэте, для полной уверенности исполнения этого трюка на сцене.

После репетиции перемещаемся в уютное кафе, Катя заказывает десерт, тем самым вынуждая меня также поддаться сладкому соблазну. Но каково было мое удивление, когда за полтора часа разговора, она лишь попробовала его. Вот вам и первый лайфхак от балерины, пробуйте, но не доедайте сладенькое.

Катерина Диденко – солистка Национальной оперы Украины, одна из самых техничных балерин в Украине. Большинство артистов балета, получив на родине образование, стремятся уехать за границу и работать в другом государстве, но у этой балерины все наоборот. Она получила образование в Штутгарте в John Cranko-Schule, могла танцевать в одних из лучших театрах Германии, но после учебы вернулась на родину.

Вы сейчас на десерт себе заказали тортик, наслышана о диетах, которых придерживаются балерины и очень удивлена вашему выбору…

Моя диета – это моя работа. Бывает столько времени проводишь в балетном зале и на сцене, что забываешь поесть. А после спектакля чувствуешь себя очень уставшей, что ничего кроме душа и кровати уже не хочется. Самый сложный период для балерины – гормональное созревание. Кто-то может много скушать и с ним ничего не случится, а кто-то может съесть немного и это уже сильно повлияет на его вес. У меня этот период проходил в Германии.

Мне в школе повезло, нас не взвешивали, так как это делается в Московской, Питерской и Пермской школе (так мне рассказывали мои одноклассницы). В Штутгарте следят за правильным питанием. Директор и педагоги несут большую ответственность за здоровье ребенка. Там наоборот боятся слишком худых детей, что бы у них не было проблем со здоровьем. По этому в интернате есть диетолог, который следит за твоим питанием и на месяц вперед расписывает меню с учетом всех витаминов для растущего организма. Это целая наука.

Сколько вы весите?

46 кг при росте 165 см.

А какое детство у балерины?

Настоящие каникулы были короткими – один летний месяц, у бабушки, а все остальное время в балетной школе, так как нельзя было выходить из формы. Балет — это одна сплошная дисциплина, ты себя вгоняешь в эту дисциплину с первого дня, когда начинаешь заниматься балетом.

Чтобы ребенок достиг настоящих высот, у него должен быть очень требовательный педагог. Как говорила мой педагог из Штутгарта Frau Mitreuter: «Мне нужно не 100, а 120% ежедневной отдачи от вас». Она была очень щепетильна к исполнению каждого движения в зале, мы могли 1,5 часа делать только станок. Она уделяла внимание каждой мелочи и даже каждому пальчику на руке, если же это не исполнялось, то повторялось до того момента пока не было результата у всего класса. И урок длился в академии 3 часа, а за месяц до экзамена 4 часа. Еще ни в одной школе я не видела чтобы  уделяли столько внимания классическому танцу.

Читайте также:СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО INSTAGRAM: СОВЕТЫ ОТ МОЗОЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ

Катерина, какая причина вас подтолкнула уехать из Германии и вернуться в Украину?

Мне хотелось танцевать классику, а в Германии превалировал модерн. Я много лет отдала классическому образованию и у меня были лучшие педагоги в этом деле. Мне было очень жалко прощаться с классикой и настоящим классическим репертуаром. Ведь из классики перейти в модерн можно всегда, а из модерна в классику очень трудно.

Ирония судьбы, в итоге Вы танцуете классику и не танцуете модерн. Не жалеете о своем решении?

По началу мне было достаточно классического репертуара, а сейчас хотелось бы себя попробовать и в модерне. Но в прошлом году в Украине прошла премьера спектакля «Дети ночи», в котором мне посчастливилось принять участие и это 100% западный модерн. Спектакль поставил немецкий хореограф Александр Абдукаримов (Staatsoper Berlin). У нас оказалось очень много общих знакомых, так как я училась в John Cranko Schule. Было очень интересно работать с этой хореографией, мне казалось, что я понимаю Александра с полуслова, так как мне этот стиль танца был очень знаком, благодаря моей немецкой школе.

В балете человек должен постоянно развиваться. Пробовать и танцевать разные стили и направления в танце. Ведь никогда не знаешь какую хореографию тебе прийдется станцевать. Никогда не думала, что уроки испанского танца в John Cranko Schule мне еще когда-нибудь пригодятся. И вот в новой постановке Анико Юрьевны Рехвиашвили «Треуголка», мне пришлось снова вспомнить, как играют кастаньеты, ногами выбивается sapateado и руками танцуют испанские port de bras. Развитие и многогранность артиста дает возможность привнести что-то новое и свое в спектакль. Потому что один и тот же спектакль можно танцевать по-разному.

Не появилось ли у вас со временем желание вернуться в Германию?

Уже 11 лет я танцую в Украине, свой выбор я уже сделала. Моя семья в Киеве. Но с Германией я все равно не прощаюсь, так как там живет и работает моя младшая сестра Настя. Она тоже балерина и у нас 11 лет разницы. Видя как я танцую, она решила попробовать себя в балете. И вы знаете, у нее это неплохо получается. Она тоже училась в Германии и сейчас работает в Badische Staatstheater Karlsruhe. Перед тем как отправить сестру учиться в Германию на семейном совете мы решили, что у нас с сестрой должны быть одинаковые шансы и возможности в жизни. Насте больше нравился модерн, поэтому она осталась там.

Балет – это Ваша мечта или это мечта родителей?

Это было мое осознанное желание. В 4 года я увидела Майю Плисецкую по телевизору и сказала маме: «Я буду танцевать как в телевизоре». С тех пор я была влюблена в балет. И даже если параллельно показывали мультики – я выбирала балет. Если я где-то и видела балет, я с замиранием смотрела его. Для меня это была магия. А если где-то слышала музыку, то начинала танцевать. Каждый вечер я устраивала дома концерты. Поэтому видя мое желание, моя мама отдала в самую профессиональную школу Харькова –  Харьковская хореографическая школа. И с тех пор для меня было самым страшным наказанием это пропустить день балетной школы. Эта фанатичность с детства.

Когда впервые выступили перед публикой?

В 5 лет и сразу на большой сцене ХНАТОБ, а в 11 лет были мои первые гастроли со школой. Тогда наша балетная школа была единственным детским балетным театром в мире. И у нас был даже свой репертуар спектаклей таких как «Щелкунчик», «Белоснежка», «Чиполлино», «Золушка», с которыми мы объехали пол мира.

Сколько Вам было лет, когда Вы уехали учиться в Германию?

Мне было 15 лет. В Харькове я достигла максимума, у меня была президентская стипендия, стипендия харьковской хореографической школы (я была первая, кто эту стипендию получил в школе)  мне дали звания «Гордость Харькова», «Одаренный ребенок Украины» и многие другие награды были в моей копилке. В то время я была уже дважды лауреатом международных конкурсов. И вот я узнаю, что моя одноклассница уезжает учиться в Германию, мы с родителями задумались, а может и нам попробовать?

Мы очень долго занимались поиском школы, так как тогда компьютеры и интернет были не у каждого дома, а только в интернет кафе и о Google мало кто знал. Но как говориться: «кто ищет – тот всегда найдет». Мы нашли адреса школ. На просмотр поехать у нас денег не было и мы отправили видеозаписи с моими выступлениями в Берлин, Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Штутгарт и Вену. Со всех школ пришло приглашение на обучение и даже давали стипендию. И лишь Штутгарт согласился на испытательный срок.

На тот момент я уже знала, что это лучшая Балетная школа в Германии, одна из лучших школ Европы и Мира. И что детей набирают в школу или с конкурса или с просмотра. А мне так повезло, что меня зачислили в школу даже не видя меня ни единого раза, пусть даже с испытательным сроком. И мы рискнули. Обучение было очень дорогим и родителям пришлось залезть в нереальные долги. Но уже через 3 месяца я получила стипендию.

Читайте также: МУЖЧИНА ГОВОРИТ: АЛЕКСАНДР СТОЯНОВ

Насколько просто получить стипендию за границей?

Это очень непросто. Стипендию получают лучшие. Нужно быть лучшим не только в балете, а и в общеобразовательной школе, к тому же смотрят и на дисциплинированность в интернате. Ты всегда находишься под контролем. И самое страшное для меня было это «голубое письмо». Это письмо получали родители, детей, которых исключали из школы. В моем случае как стипендиату, мои родители должны были возместить всю сумму за обучение в школе. И по этому, у меня не было права на ошибку!

Для того что бы получить стипендию, мой педагог по классике писала письмо характеристику, о том, что я способный и перспективный ученик. Похожее письмо писал и директор. И те спонсоры, которые есть в школе, рассматривают твою кандидатуру и решают, помогать ли тебе дальше. За каждым стипендиатом был закреплен спонсор, который перечисляет деньги за обучение в школе. Мы дети лично не были знакомы с людьми, которые финансировали наше обучение. Но они могли следить за нашими успехами, для этого создавались спонсорские вечера, концерты, проводились открытые уроки.

Не страшно было маленькой девочке одной уезжать в чужую страну, где вы даже языка не знали?

Мне было не страшно уезжать, а очень интересно, я понимала для чего я это делала. Перед отъездом я месяц ходила на курсы немецкого языка. Выучивши базовые фразы, я уехала в Германию. Там меня определили в интернациональный класс для изучения языка. А уже через 3 месяца, меня перевели в обычный общеобразовательный класс с коренными немцами.

За что могли исключить из школы?

За неуспеваемость и дисциплину. Уровень школы очень высокий и весь класс должен успевать за школьной программой. Дети, которые не успевали, оставляли на второй год или исключали из школы. И это касалось обоих школ, как балетной, так и общеобразовательной. В Украине не помню таких случаев, что бы оставляли на второй год, а вот в Германии это практикуют до сих пор. В балетном классе после первого моего года обучения: одну девочку оставили на второй год и двух исключили из школы.

Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Весь день расписан поминутно. В 6:00 подъем; в 6:30 завтрак; в 7:45 первый урок в школе; в 13:00 обед и уже с 14:00 начинаются балетные уроки. В 20:00 ужин; в 21:00 все дети должны быть уже у себя на этаже в интернате; в 21:50 у себя в комнате; в 22:00 отбой. Если вовремя не лег спать или не оказался у себя на этаже или в комнате – штраф.

Опаздывать на урок в общеобразовательной школе нельзя, в классе должен быть не позже чем за 5 минут до звонка на урок. Если в школу ты пришел после звонка, в класс зайти не можешь, а идешь в отдельную комнату для опоздавших и уже на второй урок идешь с объяснительной запиской от родителей, в моем случае от воспитателя интерната.

Дисциплина жесткая, так меня воспитала Германия. Поэтому когда приехала в Украину, в Национальной опере меня начали называть «немецкая машина». У меня буквально в голове заложена программа: «Я не имею право на ошибку». Я знаю, что везде есть свои любимчики, я в их число никогда не входила. Но в театре все знают, что если кто-то вдруг заболел и нужно заменить, я тот человек, который может выйти и станцевать любую партию.

Какие любите роли танцевать?

Я люблю танцевать техничные и энергичные партии, где много страсти и огня: Китри в «Дон Кихот», чёрный лебедь в «Лебединое озеро», Зобеида в балете «Шехерезада», Маргарита в «Мастер и Маргарита», Редисочка в «Чиполлино», безумно люблю Кармен в балете «Кармен сюита» и партию Разбойницы в балете Анико Юрьевны Рехвиашвили «Снежная королева» – вот это мой характер. Люблю немного хулиганить на сцене.

Автор: Анастасия Игнатова