Закрыть
UA
Культура

«Славный Франко, оказывается, был не один»: удивительно искреннее интервью Вячеслава Довженко — главного актера нового украинского байопика

Поделись:

Отечественная история с интимными мыслями и сложными переоценками. 8 февраля во всех кинотеатрах страны вышел масштабный байопик «Другой Франко», посвященный выдающемуся Петру Франко< /b> — сыну Большого Каменщика. Украинский кинематограф удивляет своим перманентным развитием, новыми масштабными картинами и профессионалами своего дела. 

На прорези новостей мы взяли интервью у главного героя фильма «Другой Франко» — актера театра и кино, В’ ячеслава Довженко. 

Вячеслав разделил с нами свои взгляды на кино, роль, поделился выводами и переоценкой жизни после снятой киноленты.

Знали ли вы о Петре Франко до того момента, пока не получили предложение относительно этой роли?

О Петре Франко я знал, но достаточно поверхностно. Я знал о нем, что он основатель Пласта и я знал об авиации, но я мало знаю о том, что он научный работник о том, что он писатель, о том, что он вообще выдающийся ученый.

Больше на устах у всех Иван Франко, а Петр в данном случае представал перед нами, как персонаж совершенно неизвестный, героем о котором украинцам нужно знать больше. 

Конечно, о нем было желание рассказать следующему поколению и тому поколению, как я, которые мало о нем знали вопросы. Но как это сделать, какой формулой подать в художественной ленте?

И надо было заинтересовать людей персонажем, поэтому у нас пошла такая придирчивая работа.
/>
Мы решили максимально проявить его, как человека, показать какой он отец, какой он друг, какой он товарищ, муж. 

И именно благодаря этому мне кажется, это и будет причина того, что люди узнают о нем и хотя бы откроют Википедию, после просмотра ленты

>

Мы знаем, что вы готовились к этой роли и даже общались с родственниками Петра Франко. Как это было? 

Да, у меня была встреча с родственниками, я имел честь быть приглашенным на открытие памятника Петру Франко и там была встреча с родственниками Франко. Забавность в том, что они еще не видели тогда ленту, хотя она уже была отснята, но в общении у меня там подвели, познакомили с его внуком и представили как исполнителя главной роли. И мы с ними много общались – на политические и на жизненные темы.

И в конце, он мне сказал: “Знаете, я бы вам наверняка доверил играть своего прапрадеда, наверное, таким я его себе и представлял”, — (улыбается), – прим. ред.  Поэтому, если я у родственников внушал доверие, то надеюсь, еще и у зрителя. У нас этот акт доверия состоится.

 

Когда вы изучали судьбу Петра Франко и готовились к роли, то что вас больше всего удивило в персонаже?

Петр Франко был, по сути, одним из тех, кто строил украинскую идентичность и государство, но он был вынужден пойти на компромисс с советской властью и некоторое время даже был успешным в данной системе. Поэтому для меня возник вопрос: почему человек пошел на такой компромисс?  Он был довольно волевой человек, он непосредственно воевал против шляхты, а затем вдруг произошла история, где он попал в Советский Союз на Харьковщину и ему предлагали даже гражданство СССР, но он отказался от вернувшегося во Львов. Потому что, попав в совершенно авторитарный режим, страшен, только наверняка больной больному человеку захочется там остаться. Но, что произошло такого, потому что он читал Акт воссоединения в 1918 году, я лично слушал его голос, когда он провозглашает. То есть что-то заставило его пойти на этот компромисс с Россией, варварской властью, которую он уже видел. Он видел Голодомор и страшные истории, происходившие в то время. И это для меня вызвало множество вопросов.

Но в 1939 году, когда СССР аннексировал Западную Украину, он стал депутатом местного совета, но это его не спасло от гибели — (Петр Франко погиб в 1941 году при загадочных обстоятельствах при аресте и конвоировании на Восток,)- прим. ред. 

Этот компромисс наверняка, был сделан именно благодаря, потому что он совершенно точно отвечал за то, что он хочет. Он пытался сделать лучше для людей и лучше для своей семьи. Ну так мне по крайней мере кажется.

Вам не кажется, что то, что было в те годы, ну очень похоже на то, что происходит сейчас? 

То, что мы имеем на сегодняшний день – это то, что мы имели в полвека назад. По сути это мы имеем последствия столетней оккупации, потому что русская империя веками уничтожала культуру, и нас не отпускала, украла историю, запрещала язык. И все это что мы на сегодняшний день особенно сегодня имеем – эта полномасштабная война.. это все последствия этой оккупации, к сожалению.

Чем ваш персонаж в ленте отличается от реального человека – Петра Франко?

Совершенно какой фигурой был Петр Франко в плане человека нам и уже никому не известно. Вопрос в другом, — в художественной ленте нам нужно сделать шаг к определенной фантазии, актера и творцов, чтобы создать эту фигуру через человеческие отношения через взаимоотношения. Поэтому в данной ленте мне было это важно.
Любя без безусловно этого персонажа, потому что ты его создаешь как ну вероятно своего ребенка то надо было ткать эту палитру взаимоотношений с женой, с дочерьми..Из-за этого мне кажется, мы попытаемся спроектировать, какая это была фигура. Ну, если вы меня поняли сейчас.

Вы многое снимали на натуре. Вы даже использовали модели техники, на которых работал Петр Франко. Как вам этот опыт? 

Кино это — иллюзия, так что мы в определенной степени ее создаем. Конечно, зритель всего этого не заметит тебя павильон, а где не павильон, где натурная съемка, а где львовские улочки, а где не львовские улочки? То есть это все тщательно скрываются, потому что это как бы механизм киноиндустрии.


Но здесь главное поверить в это, поэтому когда ты находишься в модели, скажем так, купейного вагона то ты имеешь, безусловно верить, что ты находится сейчас именно в купейном вагоне, который он сейчас мочит на полные скорости. И я надеюсь, что зрители этого не заметят.

Лента была снята еще в 2019 году, и должна была выйти еще в 2022 году и вот вы узнали в декабре прошлого года, что будет релиз? Каковы ваши эмоции?

Ну вы знаете, я в этом плане не буду таким оптимистом я. В этом плане я чувствую отчаяние определенное. На сегодняшний день есть лента «Другой Франко», которая только сейчас выходит. Есть лента «Дом слова», которая точно снята практически в одно время с «Другим Франком». Почему мы так долго выпускаем свое украинское кино? Почему мы так долго пытаемся его показать? Она давно уже смонтирована, она поездила по фестивалям, по большому счету, этот прокат можно было давно сделать и зрители пишут, что они так долго ждали этого, так чего же, чего же до сих пор этого не происходило? Ну слава богу, что мы наконец дожили до того, что мы расскажем историю Петра Франко. 

Что вы хотите, чтобы зрители поняли и почувствовали после просмотра?  

У меня одно желание, чтобы зритель вместе с нашим персонажем пережил определенные жизненные эмоции и катарсис. Поэтому я буду счастлив, если хоть какой-нибудь человек зайдет в Википедию и посмотрит, кто же такой этот Петр Франко?

Как вы думаете, выход фильма сможет восстановить историческую справедливость и вернуть имя Петра Франко на страницы истории? 

К сожалению, сейчас мы имеем дело с совершенно неизвестными героем, то есть он известен в узких кругах, но не в общем. Наш восточный сосед так тщательно скрывал нашу историю, что сегодняшний день мы не знаем могил наших героев по сути. Мы не знаем, где похоронен Мазепа, и мы не знаем, где Петр Франко похоронен. 

То есть это целенаправленно уничтоженная история и поэтому наша лента должна популяризировать эту тему. Мне хочется верить, что это произойдет, но мы должны рассматривать скрытые страницы истории гораздо раньше. К сожалению, мы немного пасем задних и делаем только сейчас это. Но слава богу, что делаем.

Жаль, что на сегодняшний день мы до сих пор не имеем хорошего документального кино о Петре Ивановиче, потому что ну он заслуживает этого, но, к сожалению, когда мы готовились к картине , я не нашел ни одной хорошей документальной картины о нем, а она уже должна была давным давно быть.

Как изменилась ваша жизнь и карьера за эти два года?
Скажем, да, карьера не изменилась, просто мы стали меньше снимать кино, потому что, к сожалению, сейчас такая ситуация. Но театры работают полноценно и большой спрос у зрителя сейчас полные залы. А вот что касается жизни? Так я совершенно точно могу сказать, что изменилась не сама жизнь. Изменилось отношение к жизни, потому что ты. после 2022 года. совершенно точно можешь себе сказать, что ты перестал планировать на завтра, что нибудь, потому что это абсолютно абсурд. Вообще я стал больше ценить близких и уделять им больше внимания. Я точно понимаю, что нельзя ни дня не прожить не сказал своим близким, что ты их любишь то, что ты их ценишь обязательно.

Потому что завтра может не наступить, вот это такая банальная формула заставляете переоценить отношение к жизни. 

Фильм выходит при поддержке Министерства Культуры Украины и Львовского национального музея Ивана Франко, широко известного как «Дом Франко»< span style="font-weight: 400;">.

Автор: Хелемендик Екатерина

Читайте также: SMALL TALK: ОЛЕСЬ ЖУРАВЧАК, ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДНИК НАОНИ ОРКЕСТРА О КИНО И МУЗЫКЕ>