На днях в мире отмечали Международный день танца. По случаю праздника прима-балерина Екатерина Кухар делится размышлениями о том, как со временем трансформируется образ Мавки в искусстве. А уже 28 мая на сцене Национальной оперы Украины ученики и студенты Киевского государственного профессионального хореографического колледжа имени Татьяны Таякиной под ее руководством представят собственную интерпретацию легендарного балета «Лесная песня».
Екатерина Кухар со студентами. Фото: Ростислав Арно
«Лесная песня» — код украинской нации, один из величайших балетов украинской сцены, который более 75 лет остается символом украинской балетной классики, красоты, духовности и народных традиций. Созданный по мотивам гениальной драмы-феерии Леси Украинки и рассказанный под магическую музыку Михаила Скорульского, это балет для тех, кто хочет зарядиться украинской энергией и красотой.
Эмоциональная музыка погружает зрителя в волшебную историю любви фантастической Мавки и Лукаша, метафорическим противостоянием между мирами людей и природой, человеческими слабостями и прощением природы.
Их любовь имеет свои этапы развития, которые совпадают с определенным временем года, символически указывая, что у всего есть свое начало и конец.
О том, как сегодня оживает Мавка в движениях молодых артистов балета и какой она была у легенд украинского балета, и что вкладывают в этот образ новые поколения артистов, рассказывает руководитель Киевского государственного профессионального хореографического колледжа Екатерина Кухар. В свое время Екатерина стала прототипом Мавки в кинематографе.
Катерина Кухар, прима-балерина Национальной оперы Украины
У каждой эпохи свои идеалы. Как меняется образ Мавки и ее танец лучше всего проиллюстрировать на примере легендарной позы из третьего акта «Лесной песни», которая стала основой нового логотипа нашего Колледжа в исполнении легендарных артистов и моих педагогов Татьяны Таякиной и Валерия Ковтуна. Эта поза символизирует бесконечность, а дуэт своими телами создает как букву «К» с которой начинается название нашего учебного заведения.
Валерий Ковтун и Татьяна Таякина
В наше время студенты колледжа Ольга Грицишина и Валерий Хованов эту позу выполняют иначе. И конечно даже по этой позе видно насколько балет трансформировался за 30 лет. Если раньше акцент не шел на растяжку, то сейчас это априори должно присутствовать как у женщин, так и у мужчин. Максимальная гибкость, растяжка — это must-have любого современного премьера балета. Пара Валери и Ольги это — самая романтическая пара и нашего времени, и нашего колледжа. Они идеальный прототип Мавки и Лукаша, символизируют юность, надежду, их дуэт, как танцевальная душа нашего времени.
Ольга Грицишина и Валерий Хованов. Фото: Ростислав Арно
Поколение Татьяны Таякиной и Валерия Ковтуна делали невероятные и тяжелые поддержки, очень рискованные, смелые. Сейчас же размываются границы между мужским и женским танцем. Мужской танец подражает женскому, а женский — мужскому, становясь более маскулинным. Танец — зеркало общества и передает настроение и ценности общества. И несмотря на то, что поддержек в балете «Лесная песня» остается очень много, сейчас все же они имеют немного иной вид. Изменилась скорость движения, поколения педагогов все делали более юрко, хотя с другой стороны поколения моих студентов делает это не менее изысканно и в каждом варианте есть свои украшения.
Вообще Татьяна Таякина имела свою особенность, она была невероятно сконцентрированной артисткой балета, ее движения были идеально отточены, чистые, осознанный и продуманный каждый шаг, через мысль, через сердце. Есть артисты которые много расплескивают эмоции, энергии на сцене, а есть которые цепляют внутренним наполнением. У Таякиной была загадка, она была сконцентрирована на внутренней истории, тайне, которую хочется разгадать.
Валерий Ковтун и Татьяна Таякина
А моя студентка Ольга Грицишина, исполняющая партию Мавки в третьем акте — это плакучая ива. Ива — женский символ, олицетворение таинственной женской силы, вечной жизни и здоровья. Ольга несмотря на юность глубоко наполнена, идеально создана чтобы передать движения этого растения, у нее есть такой внутренний надлом, как у плакучей ивы, эти длинные ветви дерева с которых стекает чистая слеза. Ее наполненность позволяет передать надлом жизни, боль, потерю и одновременно надежду, прощение.
Ольга Грицишина и Валерий Хованов. Фото: Ростислав Арно
Лично для меня и моего поколения важна суть каждой мизансцены, поэтому стараюсь объяснить ученикам, что означает каждый жест. Они должны понимать, что Мавка жестом говорит Лукашу: «Эта травка и это дерево — это все я. Чистый воздух и родниковая вода — тоже я».
Ольга Грицишина и Валерий Хованов. Фото: Ростислав Арно
Относительно образов и дизайна костюмов. Мавка за спектакль меняет 4 образа, которые меняются в зависимости от времени года и этапа любви с Лукашем. Поэтому цвет остается неизменным уже более 75 лет.
Весна — период юной влюбленности, это — зеленый хитон.
Екатерина Кухар
Лето — это еще продолжение любви, но оно уже другое и главное показывают решение Мавки идти ради любимого во враждебный мир людей, Мавка похожа внешне на человека, но происходит внутренний конфликт в ее сердце.
Екатерина Кухар
Осень — передает свое настроение серыми и красными цветами наряда Мавки. Это время испытаний, предательства и смерти надежды. Лукаш, как и большинство мужчин в жизни, несовершенен, его соблазняет Килина — веселая красавица, отношения с которой обещают чувственные наслаждения, телесные утехи.
Екатерина Кухар
Зима — передает настроение белым хитоном. Это завершающий третий белый акт невероятной красоты, свадьбы и смерти в одном флаконе. Этот образ для меня как роковое свадебное платье. С одной стороны белый цвет это — единение душ Мавки и Лукаша, а с другой стороны — физическая смерть для Мавки и смерть души Лукаша. Мавка выходит в образе духа, она прощает Лукаша и их души соединяются в потустороннем мире. Этот акт как объединение одновременно и прекрасного и трагического.
Екатерина Повар
Каждая прима создает свой образ Мавки. Хотя главный эскиз создает художник, мы выбираем украшения и собственную длину хитона, которая зависит от формы ног балерины. Каждая балерина таким образом подчеркивает свои достоинства и вуалирует недостатки. Насколько искусно она умеет этим пользоваться — это уже зависит от нее.
Елена Потапова, конец 1960-х — начало 1970-х годов
Для меня было логичным, чтобы длина хитона менялась в соответствии со временем года и эмоциональным состоянием Мавки. Поэтому в начале спектакля зеленый хитон короче — чтобы подчеркнуть кокетливость весны, когда продолжается «конфетно-букетный» период. А свадебный зимний образ в белом хитоне — длинный.
Дарья Лебедь и Киприан Фоменко. Фото: Ростислав Арно
Татьяна Таякина на образ зимой надевала короткий хитон. У каждой балерины есть свой почерк, ведь за счет длины тоже можно подчеркнуть свои красивые ноги или спрятать свои недостатки. Кто-то длину не меняет из-за этого совсем и может танцевать с одной длиной все четыре образа. Кстати, в спектакле еще есть такой образ как русалка, она как и Мавка в начале спектакля в зеленом хитоне, но раньше русалки имели короткие юбки спереди и длинную юбку сзади, как хвост. Сейчас же большинство выходит в спектакле с хитоном, где и впереди, и сзади одна длина, как у Мавки. Это несколько может путать зрителя, я бы вернула традицию относительно образа русалки, которая была еще в 1960-х годах прошлого столетия.
Водяная русалка в исполнении Анны Софии Шеллер 2019 год
У меня также был эксперимент с весенним образом Мавки, когда модный дизайнер создавал для меня хитон по совсем другим лекалам чем принято в балете. Сверху это была невероятная красота: вручную изготавливались листочки, нашивались дорогие камни — в таком костюме можно было снимать фильмы, где каждая деталь и нюанс играли свою отдельную роль.
Дизайнерский хитон
Но здесь важно понимать: так же как «идеальная женщина» не всегда равна «идеальной балерине», так и идеальный фэшн-костюм или платье для жизни или кино — не всегда равно идеалу для балета.
Те инструменты, которые помогают создать идеальный костюм для кино, могут сыграть злую шутку на сцене, когда начинаешь двигаться.
В балетном костюме действуют совсем другие правила и приемы.
Классический хитон
Я столкнулась с таким нюансом: юбка, созданная как будто из кусков ткани, которая в повседневной жизни выглядела словно нежные ивовые листья и производила невероятное впечатление, на сцене оказалась неудобной. Лоскуты юбки задирались вверх и создавали визуальное ощущение лишнего объема и нарушенной пропорциональности тела.
То есть в балетном костюме должны быть учтены все нюансы. Именно поэтому крой хитона, который был создан балетными дизайнерами для образа Мавки почти 80 лет назад, остается беспроигрышным.
А вот с длиной и украшением мы уже можем позволить себе экспериментировать. Поэтому студентка Дарья Лебедь, танцующая весенний образ, остается в неизменном классическом хитоне для этой партии. Он, конечно, уже несколько короче, чем у Антонины Васильевой — первой Мавки, танцевавшей в 1946 году.
Он, конечно, уже несколько короче, чем у Антонины Васильевой — первой Мавки, танцевавшей в 1946 году.
Фото: предоставленные пресс-службой