Иранский режиссер-диссидент получил самое престижное отличие за ленту, снятую после освобождения из заключения
Главная награда 78-го Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» досталась ленте «Это была лишь случайность»: герой церемонии — иранский режиссер Джафар Панахи.
«Золотая пальмовая ветвь»: Джафар Панахи получил награду в 2025 году.
В субботу, 24 мая, состоялась церемония закрытия 78-го Каннского кинофестиваля. Главный приз кинофестиваля «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм иранского режиссера Джафара Панахи «Это была лишь случайность» («Un simple accident»).
Джафар Панахи — не новичок в Каннах: в 2018 году он получил награду за лучший сценарий к ленте «Три лица» («Se Rokh»). В 2025-м режиссер вернулся в основную конкурсную программу с фильмом «Это была лишь случайность» («Un simple accident») — историей, которая, как и многие его предыдущие работы, рассказывает о значении свободы в Иране.
«Многочисленные аресты, тюремные сроки, домашние аресты, запреты на выезд из страны, а даже запрет снимать — все это сопровождает Панахи с того момента, как он начал работать с камерой. Однако никакие преграды не сломили его упрямую волю. Он не прекращал снимать, иногда тайно, преодолевая любые препятствия, используя минимальные средства, чтобы продолжать снимать и утверждать свою свободу как человека», — так представили режиссера на Каннском кинофестивале.
Роботы Панахи — минималистичные, но глубоко политические, часто выполненные в полудокументальном стиле. Его кино стирает грань между вымыслом и реальностью, исследует хрупкость личных свобод и сложность социальных связей в обществе, которым правит цензура и замалчивание.
«Это была лишь случайность»
Сюжет ленты «Это была лишь случайность» («Un simple accident») описывают так: «После небольшого происшествия события набирают обороты».
«С фильмом, где граждане тайком противостоят государственным чиновникам, Джафар Панахи возвращается к художественному кино, не изменяя темам, определяющим его творчество. И прежде всего, этот фильм еще раз напоминает: он — проницательный и точный наблюдатель за своей родиной», — говорится в описании к ленте.
Режиссер считает формой сопротивления сам акт съемки. Он изображает иранский народ в борьбе за свободу и демонстрирует открыто силу сопротивления мужчин и женщин в сжатом обществе.
Фото: Instagram / Chopard, Instagram / Les Films Pelléas