За последние 7 месяцев войны мы пережили немало внутренних трансформаций: от эмоционального выгорания, до злобы и ненависти и в конце концов принятия. Вместе с психологиней социального проекта «Круг Заботы» ОО «Центр Социального Лидерства» Оксаной Степанюк разбираем, что ждет нас дальше и как справиться с весом эмоций.
Пока достаточно трудно делать какие-либо прогнозы относительно психоэмоционального состояния общества, поскольку мы до сих пор находимся в ситуации, которая не является завершенной. В психологии это называется «центральное событие», что влечет за собой много разных эмоционально окрашенных ситуаций. Для нас полномасштабное вторжение, состоявшееся полгода назад, является незавершенным событием, которое и в дальнейшем влечет за собой немало эмоциональных, физических и потерь безопасности.
Сейчас психология насчитывает два типа моделей, объясняющих, как может изменяться наше психическое состояние в будущем.
Первый тип – линейный, согласно которому стадии обитания травматических событий включают в себя:
Второй тип – это модель дуальных или двухпутных процессов к которым я, как специалист, склоняюсь больше всего. Эти модели состоят из полюса привычной жизни и полюса эмоционального переживания, связанного с событием. Например, всем нам сейчас близка ситуация, когда мы читаем новости относительно ядерной угрозы, они вызывают у нас эмоции тревоги, страха и переживания, а уже через несколько минут переключаемся на какие-то будничные дела, как оплата счета, приготовление ужина и т.д. Следующие месяцы войны нас будут сопровождать именно такие эмоциональные колебания: от волнения из-за войны со всеми его последствиями до переживания за другие будничные вещи.
Стоит отметить, что большая часть украинцев, а именно 75%-80% смогут самостоятельно справиться с эмоциями и уже по завершении войны вернутся к привычному ритму жизни. Однако определенный процент людей потребует помощи и профессионального вмешательства для эффективной борьбы с переживаемым стрессом.
Что ждет нас дальше?
Дальнейшие психологические состояния будут зависеть от ситуации на фронте. Ярким примером стали события прошедших недель, когда, с одной стороны, мы испытывали огромный подъем, радость, вдохновение и объединение на фоне победы ВСУ на восточном направлении. С другой – нас переполняло чувство тревоги, угнетения и уныния через новости о фейковых референдумах со стороны страны-агрессора. Поэтому такие колебания эмоциональных состояний будут нашей реальностью и в дальнейшем.
Важно помнить, что резильентность, как способность справиться со сложными жизненными ситуациями, очень индивидуальна. Есть вещи, которые этому способствуют, например, наличие поддержки от близких, хороший сон, правильное питание, доступность разного рода услуг, как медицинские и т.д. И наоборот отсутствие этих базовых вещей усугубляет нашу способность противостоять стрессу.
Единственное, что можно прогнозировать с определенной долей уверенности – это то, что интенсивность эмоциональных реакций уменьшится. Сейчас наша нервная система и психика измотаны, поэтому мы не можем реагировать на внешние события так, как раньше. В середине нас как срабатывает предохранитель, который не позволяет выходить за определенные рамки. Да и сил на интенсивные переживания уже не так уж много. Иногда людей это пугает. Они думают, что стали безразличными или бездушными. Однако это не так, мы сейчас чувствуем что-то настолько, насколько это может позволить наша психика.
Кроме того, сегодня специалисты внимательно следят за состоянием населения, поскольку за европейским классификатором мы можем столкнуться с таким диагнозом, как посттравматическое стрессовое расстройство.
Основные признаки расстройства включают:
Это состояние требует сопровождения специалистов. Поэтому если Вы нашли перечисленные признаки у себя или близких – обратитесь за помощью.
О соцсетях и их влиянии
То, что сейчас люди начали активно переключаться с распространения сугубо новостей на освещение различных аспектов своей жизни – закономерный и абсолютно нормальный процесс. В тот или иной момент все мы пришли к осознанию потребности информационной гигиены и диджитала детоксов. Нормально, что сейчас появляются фотографии, видео и истории людей из личной жизни, ведь осознание того, что жизнь продолжается – это то, что нам сейчас необходимо.
Это не значит, что войны нет, поскольку люди все равно будут продолжать публиковать сообщения со сбором средств на амуниции, лечение, авто и т.д., однако будут сочетать это с обычными не военными публикациями . И это две реальности, которые мы учимся сочетать: война и горе, жизнь и радость. Это постепенно становится нормой нашей жизни и скоро мы не будем уже чувствовать, что раньше было иначе.
Если говорить об этом с точки зрения влияния на внутреннее состояние людей, то здесь следует отметить, что такие вещи будут триггерить только в том случае, если человек переживает сложный период в жизни . Во всех остальных случаях это будет казаться обыденностью.
Чтобы помочь себе важно:
Если вы или ваши дети нуждаются в психологической поддержке, обращайтесь на бесплатную горячую линию «Круг заботы» — 0800331391 или пишите нам в Instagram.
КРУГ ЗАБОТЫ – это квалифицированная психологическая помощь детям от 0-12 лет та их родителям, пережившим психотравмирующие события во время войны. Психологи проекта помогают всем слоям населения, предоставляют профессиональные советы, как преодолеть посттравматическое стрессовое расстройство.
Photo by Anthony Tran on Unsplash