С 26 сентября в украинский прокат вышла долгожданная экранизация романа Донны Тартт «Щегол». Рассказываем, почему писательница не участвовала в съемочном процессе, какой в итоге получилась экранизация и стоит ли ее смотреть.
«Щегол» — книга размером в 800 страниц, за которую писательница в 2014 году была награждена Пулитцеровской премией — рассказывает о судьбе мальчика Тео Деккера. Его мама погибает во время теракта в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а мальчик не по своей воле уносит из места катастрофы картину Карела Фабрициуса «Щегол». Впоследствии произведение искусства станет его главной ценностью и будет сопровождать во всех жизненных трудностях. Сюжет идеально подходит для экранизации, поэтому не удивительно, что ее не пришлось долго ждать.
Читайте также: Cамые интересные экранизации 2019 года
Режиссером картины стал Джон Краули, в послужном списке которого есть работа над сериалом «Настоящий детектив» и другой экранизацией. Фильм «Бруклин», снятый по одноименному роману Колма Тойбина, был номинирован на «Оскар», премию BAFTA и «Золотой глобус».
Главной сложностью для режиссера Джона Краули и сценариста Питера Строхана была адаптация книги под формат фильма, который не может длиться больше двух часов. Делать это им пришлось без участия Донны Тартт.
Читайте также: Фильмы, которые были основаны на реальных событиях
Права на экранизацию «Щегла» агент писательницы продала за $3 млн без права для Тартт претендовать на участие в написании сценария или хотя бы стать продюсером картины. После этого Тартт уволила своего агента, опытную в мире литературы Аманду Урбан.
Адаптировать сценарий Тартт, скажем честно, вряд ли бы поручили. Над каждым из трех своих романов писательница работала десять лет. Киноиндустрия, конечно, помнит на своем веку и не такие фильмы-долгострои. Предстоящего «Ирландца» Мартин Скорсезе планировал снимать с 2008 года, но лишь в 2018 года от слов смог перейти к делу. Но над «Щеглом» работала шла более продуктивно и ждать годы Джон Краули не собирался.
Объем размером в 800 страниц сжать до определенного хронометража стало для режиссера непосильным трудом и сказалось на финальном результате. В гонке за тем, чтобы рассказать о всех событиях романа — страданиях маленького Тео после потери мамы и уже взрослого парня, который не смог найти свое место в жизни, его дружбу с эмигрантом Борисом, переезд, отношения с опекунами и любовь, которую он встретил в самый неподходящие для этого момент — потерялись эмоции героев и возможность зрителю сочувствовать главному герою, понять всю его боль от самой большой в жизни утраты. А в первоисточнике эмпатия к Тео и другим героям была чуть ли не на первом месте.
Читайте также: Не тайная «Тайная история» Донны Тартт
Тео Деккера в «Щегле» сыграл 25-летний Энсел Эльгорт, известный ролями в фильмах «Виноваты звезды» и «Малыш на драйве». Роль его лучшего друга Бориса, сына украинского переселенца, досталась британцу Анейрину Барнарду, а этого же персонажа в детстве сыграл звезда сериала «Очень странные дела» Финн Вулфард. Миссис Барбур, у которой временно будет жить Тео, воплотила со слоем грима Николь Кидман, а девушку его родного отца — Сара Полсон.
Что же все-таки получилось лучше: книга «Щегол» или фильм? В истории кинематографа удается намного реже превзойти оригинал, чем хотелось бы. Конечно, такое случается даже в том случае, если режиссер перекраивает роман и показывает зрителю свое видение. Чего стоит «Сияние» Кубрика, которое критики признают одним из лучших фильмов не только самого режиссера, но и кинематографа в целом, а Стивен Кинг, автор романа, терпеть не может вольную экранизацию.
Поэтому сложно ответить, что лучше: следовать сюжетному серпантину романа, делать акцент на эмоциях героев или показывать иной взгляд на историю и переосмысливать сказанное писателем. Итог может всегда быть непредсказуемым.
Читайте также: 7 самых ожидаемых фильмов осени
Особенно много будут придираться те, кто прочитали роман. Хоть режиссер и следовал сюжетной линии, но сделал это не в хронологическом порядке, а скачками: из детства героев события на экране переносятся в их юность, от происходящего в музее — почти до финала, когда ты понимаешь, что что-то произошло, но не до конца, потому что разгадку подадут к столу позже.
Смотрите экранизацию «Щегла» в кинотеатрах с 26 сентября.