Закрыть
UA
Мода

Фильмы Каннского кинофестиваля: «Тайная жизнь» Терренса Малика

Поделись:

Специальный корреспондент Marie Claire на Каннском кинофестивале Мария Алесина рассказывает о фильме режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь». 

Новый фильм загадочного американского режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь» считался одним из очевидных претендентов на главный приз кинофестиваля. Творчество Малика – особая статья в современном кинематографе. Это тот удивительный случай, когда повсеместная обоснованная критика не мешает всем сходиться во мнении, что авторское видение уникально и ценно и вопрос только в том, насколько удачно режиссер его воплощает в каждом конкретном случае.

В 2011 Малик уже получил Золотую пальмовую ветвь за «Древо жизни» — фильм, который выражает его особую философию и индивидуальный художественный язык, но, в то же время, иногда оставляет в недоумении своими абстрактными визуальными приемами, которые будто призваны досказать то, что режиссеру не удалось выразить другим способом. В случае с «Тайной жизнью» можно сказать, что Малик нашел идеальный сюжет, чтобы донести до зрителя свое мировоззрение в чистой и выразительной форме. Что есть добро и что есть зло и какая роль человека между ними – поиск режиссером ответов на эти вопросы воплотился в экранизации реальной истории об австрийском фермере, который во время второй мировой войны отказался приносить присягу на верность Гитлеру. Трехчасовая кинопоэма невероятной красоты, в которой ни один кадр не кажется лишним, приковывает к креслу, проникает под кожу и заставляет задать себе вопросы, которых мы привыкли старательно избегать.

Терренс Малик не присутствовал ни на премьерной показе ни на пресс-конференцию; так он остался верен своей позиции: своим фильмом он уже сказал то, что считал нужным, поэтому аудитории и журналистом его презентовали два главных героя, немец Огюст Диль и австрийка Валери Пахнер. Хотя оба уже и успели зарекомендовать себя сильными ролями, есть основания думать, что именно после этого фильма их имена станут известны широкой публике.

Читайте также: Что нужно знать о Каннском кинофестивале: история, скандалы и гендерное неравенство

 

Огюст Диль

Это очень простая история о решении одного мужчины в определенный момент истории. Проводить параллели с настоящим и делать выводы – это не было целью фильма. Это уже задача тех, кто его смотрит. Это история не о героизме, а о личном выборе. Человек, который просто говорит «нет», становится все более редким явлением. Наша проблема сегодня заключается в том, что мы все говорим: «таков сейчас мир, я ничего не могу с этим поделать». Мы все запрыгиваем в один поезд, даже если знаем, что он идет в неправильном направлении. А ведь сказать «нет» – очень просто. Просто исходя из своих ощущений, в обход сложных интеллектуальных конструкций, чувствуя на глубоко-личном уровне, что что-то идет неправильно… Если бы было больше людей, которые просто говорят «нет» — особенно сейчас, в свете нарастания праворадикальный настроений в Европе, это является ответом на вопрос. Ведь это чувство есть у всех нас. Мы видим, что что-то происходит, и мы чувствуем, что это неправильно. Я знаю это, мы все знаем, как же получается так, что мы все просто соглашаемся?

Возможно, в этом фильм может нам помочь. Когда кто-то один не соглашается, это заставляет остальных усомниться. Каждый голос важен. Добра в человеческих отношениях гораздо больше, чем зла. Мы все так хорошо ладим между собой, мы организовываем такие фестивали, как этот. Но зло так громко кричит о себе, что нам кажется, что оно так сильно, буквально повсюду. Например, теракты последних лет. В какой-то момент нам начинает казаться, что мы не можем ничего поделать с этим, что это и есть наш мир. Но это неправда, наш мир не такой. Зло оглушительно, но оно гораздо меньше, чем добро, на котором действительно построена вся наша жизнь.

Готовясь к роли, я спросил у Терренса, что мне стоит прочитать. Он сказал мне читать Библию.

Читайте также: Фильмы Каннского фестиваля: «Мертвые не умирают» Джима Джармуша

Валери Пахнер

Фильм говорит о том, что мы все одинаковые. Мы все понимаем и чувствуем одно и то же. Вопрос в том, какие решения мы принимаем. Речь идет о крестьянах, поэтому не сценарий не содержал замысловатых диалогов, все события совершались на каком-то другом уровне. Физический и духовный планы тесно переплетены в фильме. Это история о фермерах, для которых физический труд – это и есть жизнь, это нечто, вне чего они себя не мыслят. Когда мужчина уходит, для женщины физически трудно выжить. В то же время, они живут среди природы, напрямую с ней связаны, и именно потому их жизнь проста и понятна, они знают ответы на вопросы жизни без интеллектуальных размышлений. Мы много разговаривали с Терренсом Маликом, но даже наши разговоры были не в интеллектуальной плоскости, они были совсем о других материях.

Фильм снят на английском, хотя в сценах, связанных с фашистами, мы иногда говорим по-немецки, и эти реплики были оставлены без перевода, это создает ощущение исторического контекста. Однако в основном мы говорим по-английски, и когда я смотрела фильм, я подумала, что это мог бы быть совершенно любой язык, это неважно. Это универсальная история и язык в ней неважен. Вся работа над фильмом, включая редакторский отбор отснятых кадров, заняла два с половиной года. Несколько дней мы снимали в том самом доме, где жила семья Франца, и мы познакомились с тремя их дочерьми. Я сама выросла недалеко от австрийской деревни Радегунд, где прошло их детство и о которой рассказывает фильм, поэтому я часто заезжала к ним, пока длились съемки. Мы показали им фильм еще до официальной премьеры, и они все одобрили.