Закрыть
UA
Коротка історія українського фемінізму 3
Мода

Small Talk: Илья Стронговский и Николай Ябченко о книге «Краткая история украинского феминизма»

Поделись:

В Украине вышло несколько основательных работ по теме истории женского движения, и надеемся, что выйдет еще больше. А вот в жанре комикса об украинском феминизме совсем скоро можно будет почитать впервые в книге «Краткой истории украинского феминизма» издательства «Издательство». Об идее и реализации необычного проекта рассказали автор идеи — переводчик и писатель Илья Стронговский и автор текста — эксперт по гендерной политике Николай Ябченко< /strong>.

Кто, по вашему мнению, сделал наибольший вклад в развитие украинского феминизма?

Николай: Трудно выделить отдельную личность. Значительную часть всех этих женщин мы упомянули в комиксе. На мой взгляд, сейчас в Украине развитие феминизма на том этапе, когда движение важнее отдельных имен (пусть даже и «звездных»). Но если все же нужно назвать определенные имена, то я бы вспомнил Людмилу Смоляр и Марту Богачевскую-Хомяк, которые фиксировали историю развития женского движения, а значит и украинского феминизма. Без знания истории, нам будет легко упрекать в том, что все это «импортное» и «несугубое». Людмила и Марта сделали чрезвычайно важную работу, но их очерки не охватывают современный период и поэтому мы хотели бы, чтобы наша книга побуждала украинских историкинь к написанию такой же книги о современницах, пока все свидетельства и свидетели у нас перед глазами. Понятно ведь, что комикс это не академическое издание и не заменит серьезных исторических работ.  

Какое событие прошлого вы считаете самым важным для развития украинского феминизма?

Илья: Важнейшим событием прошлого, безусловно, является независимость Украины. Хотя бы украинский феминизм имел возможность происходить. Ну а из свежего это, конечно, ратификация Стамбульской конвенции. Теперь мне мечтается о широчайшей ее имплементации, а там уже и (закатывает глаза, мысленно перечисляет). (Улыбается.)

Николай: Могу ошибаться, но, по моему мнению, это создание Союза Украинок, ведь как организация они сделали чрезвычайно много, значительно больше, чем совокупность отдельных женщин. Из ожидаемых событий была ратификация Стамбульской конвенции и, к счастью, это уже произошло. Вообще-то эта история с ратификацией очень знаковая. Женское движение в Украине довольно пестрое (как и повсюду) и Стамбульская конвенция стала тем общим знаменателем, который объединил даже тех, кто находится на противоположных позициях. Очень надеюсь, что это ощущение действенности запомнится участницам женского движения и они и дальше будут фокусироваться на том, что объединяет и так смогут достигать большего.

Какой гендерный стереотип вам надоел больше всего?

Илья: О том, что мир накроется роскошницей, если большинство во власти всех уровней отдать женщинам. Куда цивилизацию доказали мужчины, которым принадлежала абсолютная власть почти всюду и почти всегда мы видим. Собственно, то, как планета выглядит сейчас, с уже необратимыми климатическими изменениями, диктаторским абсолютизмом и пещерными пережитками и является наиболее объемным портретом токсической маскулинности со всеми ее комплексами и недостатками. Я очень хочу видимости женщин на всех уровнях и реальной власти женщин. Хотя для того, чтобы мужчины в платьях не решали что делать с женскими телами. Достичь этого и оставить на пару тысяч лет, посмотреть что получится. Тогда уже и сравнивать патриархат с матриархатом.

Николай: О том, что есть женские и мужские профессии. Это с детства влияет на развитие детей – досуг, увлечение, что в результате приводит к выбору нелюбимой но «женской» или «мужской» профессии. И вместо увлеченных своим делом профессионалок и профессионалов мы получаем посредственность, которая ходит на работу с 9 до 18. Нужно ломать стереотипы, показывать женщин в так называемых «нестандартных» профессиях, вводить позитивные меры по поощрению девушек. К примеру один знакомый мне клуб дзюдо приглашал в свое время девушек заниматься совершенно бесплатно. Это отличный подход!

Как возникла идея создания книги «Краткая история украинского феминизма» и такая интересная необычная подача в виде комикса?

Николай: Первая версия писалась за 3 месяца, из которых месяц ушел на наработку фактажа, а где-то два на непосредственно создание комикса. После чего мы взяли паузу, чтобы немного отойти от этого очень динамичного процесса и посмотреть свежим глазом, что мы упустили (на самом деле из-за ограниченного объема мы многое упустили, но есть определенные фигуры и события, которые пропускать было категорически невозможно).

>

Илья: Как частное лицо я много лет выступаю за реализацию прав и свобод, которые приближают нас к более цивилизованному обществу. В украинских реалиях, в частности, это означает постоянные баталии за малейшие сдвиги. На любой вопрос очень разным оппонентам приходится отвечать одно и то же, поскольку «приверженцы традиционных ценностей» не способны на нелинейную логику и, к примеру, весь спектр упреков в лгбт или феминизма вкладывается в них в полдесятка заученных фраз, бесконечно повторяющихся по кругу. Так, например, во всех дискуссиях, назовем это так, о феминизме, будет вопрос «Зачем вы тянете сюда чужую нам идеологию?» И мне это не давало покоя, ну как «чужая», 150 лет назад уже эти идеи у нас высказывались, это достаточно для записи в традицию? Но чтобы кратко и обоснованно отвечать на однотипные вопросы, должна быть небанальная подача, которая будет легко запоминаться и будет доступна восприятию. К сожалению большинство современной литературы о феминизме требует, по меньшей мере, академической полки. Цифровой контент многочисленных, к счастью, сайтов, более доступный для понимания, но на бумагу его пока не спешат переносить. Первоначальный замысел для этого мальописа был «взять хорошую книгу об истории украинского феминизма и сделать из нее комикс». Но оказалось, что такой книги пока нет, и Николай Ябченко блестяще написал краткое изложение академического тому, который, верю, появится в будущем. Ну, то есть все будущие «Истории украинского феминизма» будут обречены становиться расширенными конспектами нашей живописи. Это очень ответственно и немного смешно.

Технически от замысла до первой версии воплощения прошло полгода и это где-то вдвое меньше минимально нужного времени. Нам удалось быть отобранными в программу УИК к 30-летию Украины, но она предусматривала крайне жесткие дедлайны, в которые наши чрезвычайные художники Юлия Ус и Иван Кипибида едва вписались, а Лилия Омельяненко обеспечила воплощение проекта в целом. После сдачи первой версии в библиотеки мы взяли немного времени на отдых, тут полномасштабная война и сроки доработки пришлось несколько раз переносить. Ну но ожидание того стоило.

Как соглашались иллюстрации к книге?

Илья: С Иваном мы уже работали несколько раз – не как комиксистом, правда, а как иллюстратором, но все же мы знали чего ожидать и как добиться желаемого результата. Все скетчи мы согласовывали очень оперативно, а в процессе финализации иллюстрации еще подкидывали идей как добавить остроумных деталей. Разных идей было много и мы всячески поощряли синергию команды, чтобы шутки были уместными и остроумными, живописи вообще очень синергетическое искусство, даже минимальный вклад каждого способен драматично улучшить результат. Чисто технически, думаю, больше всего времени и усилий забрала обложка и орнаментальные элементы. У нас обложка пародирует оправу Истории Украины Михаила Грушевского. =jpg&name=4096×4096 и мы очень старались, чтобы получилось достаточно похоже и в то же время ничего не дублировать. 

Николай: Я впервые работал над комиксом, поэтому мне почти все нравилось. Что и не удивительно, ведь когда твои строчки маленьких черненьких букв превращаются в целый мир – это завораживает. А вот Илья, как человек опытный в жанре, имел много идей и советов, которые сделали этот комикс более мощным. Например, абсолютно «служебная» сцена с Симоной де Бовуар в кафе, которая требовалась для ввода персонажей в комикс, стала гораздо интереснее благодаря телефону в виде омара. Таким образом, кроме визуально более привлекательной картинки мы еще и привнесли Сальвадора Дали в нашу историю.

Какое антивоенное произведение вы считаете шедевром?

Николай: Уже много лет мое любимое произведение «Ловушка-22» Джозефа Геллера. Есть прекрасный украинский перевод, несколько лет назад сняли минисериал с Джорджем Клуни – он тоже отличный. Книга об абсурдности войны, военных правил – само название стало знаковым. «Ловушка-22» в книге означает, что пилот может быть освобожден от необходимости летать, если он сумасшедший, но для этого он сам должен попросить о проверке себя на безумие. А тот, кто пытается инициировать проверку, чтобы избежать полетов, демонстрирует тем самым жажду жизни, а потому не может быть признан безумным. Прекрасная книга — рекомендую.

Илья: Честно говоря я максимально индифферентен к произведениям военной тематики, лучшие из которых, конечно , антивоенные и vice versa. Попытки подытожить их идеи и метафоры приводят к перечню банальностей: война это страшно, никто не должен воевать, страдают невиновные, выживание зависит от слепой удачи, а не личных качеств. Кому-то удается подать эти концепты интересно, и я таким образом мог бы советовать то, что самое близкое мне – «Мауса» Арта Шпигельмана и «Зона безопасности Горажде» и «Палестину» Джо Сакко. Графическая проза о не лучших людях в плохих обстоятельствах. 

И я очень жду того творчества, которое продолжает появляться у нас в результате войны с россией. Возможно, среди них появится именно тот, о котором вы спрашивали.

Читайте также: SMALL TALK: ХУДОЖНИЦА АЛЕВТИНА КАХИДЕ В ПРОЕКТЕ RUSSIAN INVASION TO UKRAINE СРАВНИВАЕТ ЛЮДЕЙ И РАСТЕНИЯ