Все будет сознательная Украина!
В рамках редакционного Sustainability Talk мы говорим о сознательном потреблении и акцентируем внимание на том, что украинские стали бренды не остановили свою работу, даже во время войны. На этот раз хотим познакомить вас с Norba — essential wear брендом. Ведь своих героев, стоящих на страже сознательного потребления, стоит знать в лицо. Сегодня говорим с сестрами-основательницами бренда Ольгой и Еленой Норба.
Как родилась идея создания бренда?
История Norba началась в 2018 году. Это наш семейный бизнес, и первая попытка работать вместе, потому что мы происходим из разных сфер — фэшн-менеджмента и юриспруденции. Нас обоих объединяла страсть к спорту — балет, йога и барре, бегание, пилатес, и именно с одежды для этих видов фитнеса началась Norba. С самого начала мы стремились создавать одежду, которую мы лично хотели бы одевать каждый день, в спортзале и вне его — минималистические и совершенные вещи, идеально подходящие для активного образа жизни и будничных дел.
Откуда вы берете материалы для создания своих коллекций?
Все ткани, используемые в производстве одежды Norba, тщательно отбираются и тестируются нашей командой. Мы должны быть честными — не все наши ткани в настоящее время маркированы как sustainable, но мы постоянно исследуем рынок и ищем устойчивые решения для производства. Нашим приоритетом является выбор тканей с натуральным, экологичным и органическим составом, а также из переработанных материалов.
Все ткани мы ищем и привозим из-за границы. Наша главная особенность в контексте устойчивого производства – это само использование переработанных материалов. Например, Econyl – материал из переработанного пластика, пряжа Ecovero – из переработанного океанического пластика. Также мы работаем с шерстью мериноса из Португалии и Италии (она подвергается переработке, а также является биоразлагаемой), испанским органическим хлопком — это материал, изготовленный без использования химикатов на органических почвах, он подвергается переработке. Мы думаем также о долговечности вещей: например, акрил к шерсти добавляется с целью увеличить износостойкость.
Что самое главное в работе sustainable бренда?
Самое главное и одновременно самое сложное — найти недорогое и честное решение для производства вещей. В частности, важно отслеживать, сколько и каких материалов мы используем, а также продумывать логистику доставки тканей на производство и транспортацию готовой продукции, ведь в истории об устойчивом развитии важно помнить и о карбоновом следе.
Norba создает одежду, которая проходит испытание временем, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения качества. Наш приоритет – производить износостойкие вещи. Надо понимать и помнить, что не все материалы с приставкой «эко» или пометкой «переработаны» действительно sustainable. Например, переработанные материалы могут быть не износостойкими, ведь это вторичное сырье, часто изготавливаемое из довольно ломких нитей. В свою очередь это означает, что вещь прослужит вам гораздо меньше и быстрее испортится. Поэтому мы всегда находимся в поисках качественных тканей из переработанных материалов. Это процесс постоянного тестирования материалов и изделий из них.
Кроме того, часто ткани из переработанных материалов более жесткие на ощупь, в них не столь приятно заниматься спортом, они не так прилегают к телу. Сейчас мы используем более мягкие и комфортные материалы — это наш компромисс и наше честное решение. Пока наши ткани не столь sustainable, как бы нам хотелось. Но мы находимся в постоянном поиске и уверены, что сможем найти решение, отвечающее и потребностям клиентов, и потребностям планеты.
Как война повлияла на вашу работу? С каким трудом пришлось встретиться?
Наиболее масштабная проблема была связана с производством, с которым мы работали. Оно находилось в Харькове и закрылось по понятным причинам. Долгое время у нас не было доступа к стоку вещей и тканей, даже не могли их перевезти в Киев.
Мы экстренно искали новых подрядчиков и партнеров. Со временем пришли к созданию экспериментального цеха в Киеве. На собственном производстве есть возможность быть гибкими, когда дело доходит до изготовления розничных и оптовых заказов. Поэтому теперь нам удается не накапливать и не отшивать лишние позиции, а производить их при необходимости.
С полномасштабной войной стало сложнее искать пути доставки товаров клиентам за границу. Из-за сложности логистики увеличивается карбоновый след. Есть ряд стран, которые не доставляют материалы в Украину, например некоторые производители из Италии. В таких случаях мы или ищем перевозчиков, которые смогут доставить эти ткани, или самостоятельно их доставляем. Каждая доставка – это индивидуальный случай.
Как украинский потребитель реагирует на ваши sustainable капсулы?
Мы исповедуем принцип slow fashion и тем самым побуждаем клиентов избегать чрезмерного потребления. Насколько нам известно, лишь небольшая часть украинских потребителей обращает внимание на sustainable аспект в выборе одежды, и этому может быть немало причин. Кроме того, мы живем в стране, где идет война. В такие времена большинство людей вряд ли будут приоритезировать экологичность и устойчивое развитие. Но из-за того, что у нас большинство продаж происходит онлайн, мы точно не знаем, учитывают ли это конечные потребители. Тем не менее, мы верим, что наши клиенты выбирают Norba благодаря тому, что они осведомлены о нашей философии устойчивого развития.
Чем вы вдохновляетесь при создании коллекций?
Женщинами, которых мы видим в реальной жизни, — на прогулке, в городе, в аэропорту. Как бренд, основанный женщинами для женщин, мы видим, что Norba становится не просто брендом одежды, а настоящим сообществом единомышленников — Norba Girls, занимающихся спортом, изучающих психологию, медитирующих, уделяющих внимание здоровью тела и души. Мы уверены, что совершенная одежда, сопровождающая нас в повседневной жизни, делает нас более уверенными и целеустремленными.
Как вы думаете, почему так трудно перейти на ответственное потребление? Как можно мотивировать людей к этому?
Это трудно, потому что выбор ответственного потребления часто требует больше ресурсов — как материальных, так и внутренних. Сложность состоит в том, что нет условий или легких способов перейти на постоянный образ жизни. Однако, conscious living всегда начинается с каждого из нас. Все мы можем делать маленькие шаги для того, чтобы становиться более сознательными и внимательными к планете. В Norba мы стараемся быть sustainable не только в рамках производства и деятельности бренда, но даже в офисе. Например, у нас есть 120-литровые специальные пакеты для мусора от бренда, в которые мы собираем разные отходы. Мы оплачиваем доставку этих пакетов на станцию переработки мусора NoWaste Ukraine. Среди этих отходов — офисный мусор, бумага, пластик и т.д.
Даже внимание к маленьким нюансам в потреблении товаров может изменить очень многое. Это, например, отражается в нашей упаковке — а выбор клиента по поводу того, что делать с этой упаковкой, может удвоить наши усилия. Мы используем бумажные почтовые конверты, которые можно перерабатывать. На них написано как правильно это сделать. Также можно сдать на переработку и полиэтиленовую часть. Картонные коробки, в которых приходит товар, можно использовать повторно: они долговечны, в них можно что-то хранить, либо повторно отправлять, либо просто сдать на переработку. А в шоуруме мы издаем покупки в тканевой сумке – она подходит для многократного использования. Полиэтиленовые пакеты, используемые для опта, также подвергаются переработке. Опт – это большие объемы, поэтому это важно!
Читайте также: Sustainability Talk: slow fashion бренд ırÁro
Изменилась ли ваша жизнь после перехода на «зеленую сторону»?
В мире, где «зеленая сторона» пока не является нормой, жить сложно. Устойчивое развитие – это выбор, обязательства, препятствия и решения. Нам стало труднее подбирать sustainable ткани, доставлять их на производство, шить финальные изделия. Кроме того, разные ткани выше облагаются налогом в зависимости от типа и состава. Увеличилось количество задач в работе, ведь это более комплексный процесс. Но это все того стоит.
Если бы вам представилась возможность решить глобальную проблему, то чтобы это было?
Война – это очень не sustainable.