Все будет сознательная Украина!
В рамках редакционного Sustainability Talk мы говорим о сознательном потреблении и акцентируем внимание на том, что украинские стали бренды не остановили свою работу, даже во время войны. На этот раз хотим познакомить вас с FINCH, ведь своих героев, стоящих на страже сознательного потребления, стоит знать в лицо. Сегодня говорим с основателями бренда Екатериной Бяковой и Максимом Голубем.
Как родилась идея создания бренда?
Мы оба всегда были творческими, но некоторое время не могли выйти за рамки стереотипных представлений о работе: Екатерина занималась маркетингом и работала в IT, Максим был юристом. Нам было почти 30, когда мы пришли к выводу, что наша работа не дает нам раскрыть свой потенциал и почувствовать себя на своем месте. Это было начало 2013 года. В то время мы жили в Николаеве и делать одежду для себя дома на обычной машинке было одним из наших утешений, мы также покупали винтажные вещи для апсайклинга и реворку, потому что в то время в маленьких городах выбора интересной одежды в сетевых магазинах не было вообще, а рынок украинских производителей только начал формироваться и было буквально пару пионеров.
Идея также заниматься созданием одежды родилась благодаря очередной кастомизации – принту на футболке, это была стилизованная птичка Амадина. В 2012-м Екатерина делала айдентику для приложения, не прошедшего тестовые испытания. Логотип приложения показался интересным, и когда мы сделали с ним футболку, нас начали спрашивать, что это за бренд и где можно приобрести такую же.
Так летом 2013 года мы зарегистрировали бренд FINCH (с англ. амадин) и начали создавать базовую доступную одежду, фишкой которой был принт. Во время Революции Достоинства мы переосмыслили направление, в котором хотим двигаться, и решили работать над более сложными конструкциями, делать более дорогую одежду меньшими объемами, вводить инновации и выходить на международные рынки, так FINCH стал дизайнерской одеждой.
Откуда вы берете материалы для создания своих коллекций?
Большинство тканей и вся фурнитура – итальянские и немецкие производители. Для базовой одежды используем турецкие ткани.
Что самое главное в работе sustainable бренда?
Для нас важно, чтобы одежда, произведенная в разные годы, можно было между собой удачно комбинировать, поэтому и по стилю, и по качеству она должна быть соответствующей. Изделия проходят испытания перед запуском в производство, потому что для нас важно, чтобы одежда не меняла вид, имела максимальный срок жизни и не нуждалась в специальном уходе. Кстати, купленные в 2016 смотрятся круто и сочетаются с теми, что были сделаны в 2021.
Мы не работаем с большими объемами и до войны могли отшивать на заказ для того, чтобы минимизировать остатки готовых вещей и максимально эффективно использовать материалы.
На сегодняшний день самая главная идея – это создать спрос на полу-цифровую одежду и объяснить широкой публике ее преимущества, и что она более устойчива, к тому же показать, что украинские бренды и художники являются пионерами диджитал моды. FINCH вместе с разработчиками FFFACE.ME были первыми и единственными, кто работал над созданием такой одежды еще до пандемии, и фактически все это время мы вкладываем много усилий для того, чтобы рассказать о том, что такой вид одежды – это будущее устоявшейся моды, потому что имея один физический предмет человек может создавать много образов с использованием дополненной реальности, и эти образы будут иметь больше реакций онлайн, чем обычные. То есть, это не только бесконечные тестирования, интересные технологии и производство, то есть само создание sustainable инноваций, но и создание среды, в которой эти инновации станут частью повседневной жизни.
Также это касается и наших цифровых или полу-цифровых показов с дополненной реальностью, которые фактически экономят ресурсы и расширяют зрительскую аудиторию до масштабов всех смартфонов, еще и дают зрителю окунуться в показ и «примерить» подиумные вещи виртуально. И хотя сейчас эти идеи уже становятся более употребительными, это все еще сложная работа – объяснить, как работает виртуальный показ и зачем он нужен.
Как война повлияла на вашу работу? С каким трудом пришлось встретиться?
Мы вынуждены были закрыть шоурум, который был местом встречи с друзьями и поклонниками, местом новых знакомств и рабочим хабом с 2019 года. Мы приостановили создание полноценных коллекций. из-за войны и эвакуации мы потеряли много специалистов, закрыты и разормированы цеха, потеряна большая часть электронной базы лекал, поэтому имеем только 30% всех мощностей. К сожалению, нет возможности работать в довоенных масштабах, но и спрос на дизайнерские вещи не растет даже в Европе, где за последние полтора года также выросли цены.
Как украинский потребитель реагирует на ваши sustainable капсулы?
Потребители разные. Представители креативных индустрий и IT в восторге или по крайней мере заинтересованы, некоторые сразу купили себе и своим друзьям вещи с дополненной реальностью FFFACE.ME x FINCH, многие компании заказали себе мерч с дополненной реальностью и продолжают заказывать. Но если это не физическая презентация, где включен гаджет, в котором вещь имеет дополнительные анимированные элементы, а рядом есть консультант, то в основном первая реакция более нейтральна, то есть до тех пор, пока нет полного разъяснения концепции и принципа работы не всем очевидно , как можно улучшить жизнь, имея полудигитальные вещи. За границей нашу с FFFACE.ME инновацию встречают гораздо лучше и очень удивляются, что это полностью украинский продукт и идея. Но это временно, мы видим тенденцию и впоследствии, когда кроме нас такая одежда будет создавать другие украинские и мировые бренды, вопросов будет меньше и, естественно, увеличится спрос.
Чем вы вдохновляетесь при создании коллекций?
Если говорить о наших дигитальных сталих капсулах и фэшн шоу с дополненной реальностью, то вдохновением является философский дискурс и исследование границ реального и виртуального. Почему человек на протяжении всей истории пытается зафиксировать реальный мир и создать ему альтернативу? Не для того ли, чтобы остановить время и оставить важное себе в этой альтернативе? Такую альтернативу в моде пытаемся создать и мы.
Как вы считаете, почему так тяжело перейти на ответственное потребление? И как можно мотивировать людей к этому?
Ответственное потребление – это не только забота о чистой окружающей среде, но и прежде всего увеличение содержания собственной жизни, плюс это рациональный подход к собственному пространству и бюджету. Но если мотивировать человека чистой окружающей средой и лучшим будущим для всего человечества не получается, потому что это слишком общая задача, а достижения сложно измерить, то привлечь к ответственному потреблению можно переносом фокуса на индивида: то есть большим пространством в гардеробе и возможностью отслеживать происхождение вещей, также будет сосчитать сколько человек тратит на обычные и одноразовые вещи в течение года, и сколько на sustainable изделия, а еще по возможности сопоставить срок пользования теми и другими.
Устойчивое потребление может стать приятной рутиной, но на это нужно время и терпение. Если можно было бы увидеть, сколько ненужных или испорченных из-за плохого качества вещей выбрасывает человек в год в одном месте, то получить мотивацию было бы гораздо легче.
Читайте также: Sustainability Talk: украинский сознательный бренд Syniochi.urp
Изменилась ли ваша жизнь после перехода на «зеленую сторону»?
Жизнь человека, задающего вопросы и ищет способы улучшения своей жизни и окружающих, постоянно меняется, а когда ты еще и становишься человеком, который создает что-то, что способно улучшить жизнь многих людей и что повлияет на их будущее, ты первым это испытываешь и неоднократно перерабатываешь, ты совершаешь ошибки, чтобы другие их обошли.
Если бы вам представилась возможность решить одну глобальную проблему, то чтобы это было?
Мы хотели бы увеличить уровень образованности, и как следствие культуры, аналитики и саморефлексии, потому что похоже, что критическое мышление и уровень агрессии имеют обратно пропорциональную зависимость. Однако на планете есть одна большая глобальная проблема, это соседнее государство, и мы верим в победу над ней.