Рады представить вам спецпроект PinchukArtCentre и Marie Claire «Мода в искусстве», в рамках которого эксперты Исследовательской платформы арт-центра подготовят серию статей о взаимодействии искусства и моды, о вкладе художников в развитие fashion-индустрии и о месте одежды в произведениях искусства. Сегодня говорим о 90-х.
Когда Кристиан Диор проронил фразу «Мои платья — эфемерные предметы архитектуры, предназначенные для того, чтобы прославлять пропорции женского тела», он имел в виду силуэт, речь совсем не шла о платьях панье, которые уже давно вышли из моды. Его женщина ХХ века уже давно освободилась от громоздких корсетов, каркасов из ивовых прутьев, стальных полос или проволоки и много-многослойных юбок. Однако, в истории постсоветских стран есть как минимум одно «железное платье», которое подчеркивает не только фигуру девушки, но и ее характер.
Это платье называется «Мадам Баттерфляй» и создала его Ирина Ластовкина в 1995 году специально для выставки «Рот Медузы». Это первая и последняя ее работа в поле современного искусства. В силу сложившихся обстоятельств художница занялась преподаванием и реставрированием работ, став самым востребованым профессионалом в этой области в Украине.
Чтобы создать платье из железных прутьев и сетки рабицы художница объездила все стройки Киева начала 1990-х. Если сейчас подобная инициатива может вызывать смешок и недоумение у прорабов и рабочих, то тогда слово «современное искусство» казалось чем-то инородным и космическим. Строители то и дело подшучивали над художницей, когда узнавали, что она собирает себе материалы для платья. Но одно дело собирать, а другое — варить. Все эти грубые материалы нужно было обработать и собрать в один объект. Ластовкина объездила весь город (и давайте вспомним, что в 1990-е не было Uber), но все же ей удалось создать безумно красивое металлическое платье. И дело вовсе не в том, что тогда не было платьев, они конечно же были. Это своего рода волшебное платье для Золушки из 1990-х, которая мечтала попасть на бал, но попала в мир современного искусства.
В отличии от платья-панье «железное платье» Ластовкиной лишь выглядело легким и воздушным. В него нельзя было нарядиться. Скульптура стояла среди экспозиционного зала, будто приглашала гостей его на себя примерять в своем воображении. Сама художница говорит, что ее «Мадам Баттерфляй» — это история о мечте, возможность создать для себя красивое платье, которого у тебя никогда не было. Кроме того, это платье — еще и право на женственность и творческую индивидуальность в шальные 1990-е. С помощью грубых материалов и такой легкой формы она подняла еще одну важную проблему — показала место и роль женщины в 1990-е, сложности ее быта и карьерных возможностей. Казалось бы, все только начиналось: новое время и обретенная свобода. Но в этом хаосе выживали лишь сильнейшие, нужно было быть грубее и тверже металла. Вот поэтому это платье можно назвать одним из важных проектов 1990-х, ведь оно говорит не только об индивидуальном опыте, но и воплощает все то сложное, одновременно грубое и хрупкое состояние общества начала независимости.
Уже через десять-пятнадцать лет с металлом будут работать многие художницы. Но условную параллель можно выстроить с «Фрагментом» Анны Звягинцевой 2013 года (в 2018-м художница стала победительницей PinchukArtPrize). «Фрагмент» — это инсталляция, которая состоит из серии набросков о женском бытовом труде. Свою инсталляцию художница также сделала из металла. Возможно, вы помните эту скульптуру размером в комнату. Если присмотреться к рисункам Анны, можно увидеть то, как она изображает женщин. Они одеты в простые наряды — это тоже платья, но скорее похожие на робу. Металл — здесь также не просто форма, но и метафора нелегкого домашнего быта. В работе Звягинцевой также есть красота и легкость — линии ее металлических «рисунков» просты и лаконичны, они не грубые. Но что стоит за этой легкостью?
Как и многие художественные объекты 1990-х, платье «Мадам Баттерфляй» затерялось в истории и не сохранилось в том виде, в котором существовало ранее. Еще одна «затерянная» художественная работа — инсталляция «Умеющим вязать». Используя метафору моды, художественный дуэт Наталья Радовинская и Виктория Пархоменко (также уже не занимаются современным искусством) в 1992 году создали что-то вроде доски почета, на которую поместили свои фотографии в вязанных шапочках. По очереди девушки перевоплощались в разных героинь, играя роль модниц разных периодов. Художницы в то время пробовали себя в моделинге и понимали, что означает мир моды. Современное искусство позволило им посмотреть на эту область со стороны. Вместе с фотографиями они поместили текст из старой журнальной вырезки, в котором было написано, как правильно вязать и носить шапочку.
Пафосный текст в стиле советских журналов (кстати, в советское время действительное выходил журнал с названием «Умеющим вязать») говорил о том, как проявить свою индивидуальность, о потребности таким образом подчеркнуть черты лица и характера. Художницы иронизировали, ведь понятие моды менялось, менялись стандарты красоты. И, как мы знаем, роли женщин в обществе также менялись. Сегодняшнее понимание индивидуальности уже о другом — на передовую вышли осознанность, забота об окружающей среде, индивидуальная свобода, которая не затрагивает личных границ других.
В этом смысле поле современного искусства — лучшая область для свободных и порой едких комментариев по отношению к нашему сегодняшнему дню. Совместные коллаборации художников и художниц с модными домами — не только о красоте, но и о том, как мы смотрим и представляем сами себя. Часто их решения становятся революционными, в них находят отражение бунтарский дух и потребность менять общество, привнося в него новые черты. Это другой угол зрения, часто элегантный, часто смелый, часто критический и едкий. Стоит лишь вспомнить серию футболок художника Вовы Воротнева, в которой он переиначивает бренды и переосмысляет понятие консьюмеризма. Однако, это уже история нового рассказа.
Автор: кураторка публичных программ, исследовательница Катерина Яковленко, Исследовательская платформа PinchukArtCentre