В конце прошлого года авторитетное британское издание The Guardian признало пластинку «Madrigals» киевского композитора и артиста Heinali (Олега Шпудейко em>) альбомом луны. Сергей Гулюк, колумнист «Marie Claire» и автор телеграмм-канала «Нежность» поговорил с Heinali о модульном синтезе, инструментах Средневековья, музыке к компьютерным играм и локдауне.
Автор другого, не менее влиятельного медиа Fact Magazine не сдерживал комплиментов: «Бездоганное чувство интриги, ностальгии и чудеса». Под сценическим псевдонимом Heinali (это название одного из ветров на планете-пустыне Арракис в романе Фрэнка Герберта «Дюна») Олег записывает музыку и выступает уже более десяти лет, но собственным стыдом, о находящихся рядом талантливых артистах мы иногда продолжаем узнавать из западных медиа.
«Madrigals» — отличный медитативный альбом, вдохновленный полифонией эпохи Возрождения и позднего Средневековья. Сам автор сравнивает его с причудливым садом с замысловатыми фактурами.
При каких условиях и обстоятельствах создавался и записывался альбом «Madrigals»? Что, так сказать, вдохновляло или повлияло на ее создание?
«Madrigals» – это плод моей любви к старинной музыке и моему интересу к модульному синтезу. Старинной обычно называют западноевропейскую музыку, созданную вплоть до 18 века. Но для меня особенно важны периоды Средневековья и раннего Возрождения – именно тогда рождалась и становилась доминирующей полифония. Представьте себе огромный сад, в котором одновременно поет много разных птиц. Все эти птицы – разных видов, и мелодии у них отличаются, они не похожи друг на друга, но все вместе они образуют одну музыку, единое звучание. Это многоголосие – и есть полифоническая музыка, ну а композитор в данном случае играет роль садовода.
Но как объединить старинную музыку с современным синтезатором?
Я был очарован полифонией много лет, но найти интересный способ работы с ней мне удалось только недавно – несколько лет назад у меня появился модульный синтезатор, и я обнаружил, что на нем можно реализовать генеративную, то есть «самоиграющую» полифонию. Далее я обратился к музыкантам, играющим на старинных инструментах, и мы записали с ними импровизации, которые были вплетены в электронную полифоническую фактуру. Представим это следующим образом: в нашем саду стоит пергола. Она составлена из искусственной геометрической конструкции. Наступает весна, и вьющиеся растения постепенно ее оплетают причудливыми, живыми формами.
Читайте также: ЛАГИДНЫЙ MUSIC-ДАЙДЖЕСТ: ЛОКДАУН
Как давно вы увлеклись именно Средневековой музыкой?
Сознательно я услышал ее около десяти лет назад. Но внимательнее начал к ней относиться относительно недавно. Из средневековых композиторов мои любимые – Хильдегарда Бингенская, Леонин, Перотин, Гийом де Машо, Йоханес Окегем. Слово композитор я употребляю здесь очень свободно, в то время такого термина вообще не было, как и концепции авторства (по крайней мере – в современном понимании). К примеру, Леонина и Перотина называли органистами, но не потому, что они играли на органе, а потому, что писали органумы – виртуозные полифонические произведения для вокального ансамбля. А органистов называли организаторами.
Со средневековой музыкой существуют определенные сложности. Музыкальная нотация в то время была очень условной, это было похоже на шпаргалку для импровизации, чем полноценная нотная запись произведения. Другая, на мой взгляд, серьезная проблема – в том, что средневекового слушателя больше нет, и мы можем только догадываться, как эта музыка воспринималась раньше. К примеру, григорианские хоралы для многих ныне – это достаточно сдержанная, умиротворенная музыка, но из литературных источников мы знаем, что люди Средневековья могли испытывать мощные переживания, когда их слушали.
У вас хорошие теоретические знания того периода. Вы получили, вероятно, высшее музыкальное образование?
У меня нет академического музыкального образования, я самоучка, и музыкой начал заниматься почти случайно, в 2003 году. Эта случайность постепенно и болезненно превращалась в увлечение, а увлечение – еще болезненнее становилось профессией. До того периода, когда появились первые коммерческие заказы, было очень тяжелое время, которое мне чудом удалось пережить.
Знаю, что вы много выступали за это время, в том числе и за рубежом. Какие выступления запомнились больше всего?
Обычно вспоминаются те выступления, где что-то пошло не так, а о классных – и сказать иногда нечего. Но я хочу вспомнить свое выступление в Стамбуле в прекрасном центре искусств Zorlu PSM в 2019 году. Для нас это может показаться странным, но местные организаторы мне рассказали, что такие центры в Стамбуле часто строят частные застройщики вблизи своих торговых центров и не жалеют на них денег. Выступление организовал британский лейбл Injazero Records, где выходит моя музыка, это была специальная шоукейс-программа на большом местном фестивале. Приятно удивило то, что абсолютно все было идеально организовано – весь персонал тогда работал, как часы, и все расписание было продумано до мелочей. У нас, к сожалению, не всегда так бывает.
На «Madrigals» звучат средневековые инструменты – лютня теорба и барочный альт – как они изменили звучание альбома, и трудно ли эти инструменты было найти для записи?
Это скорее барочные инструменты. Хотя лютня уже звучала и в Средневековье, но звучащая на альбоме архилютная появилась лишь в начале 17 века. Эти инструменты не только изменили звучание, но и родили новый смысл – то есть пергола в саду, которую мы уже упоминали, не только покрылась живыми вьющимися растениями, но и с восходом солнца заиграла тенями. Важную роль также сыграл блестящий сопроводительный текст к пластинке от Саши Андрусик из музыкального агентства «Ухо». А вот самые старинные инструменты найти было не очень просто, отчасти потому, что в Украине не развита сцена старинной музыки. Я обратился к тем музыкантам, которых уже знал и с которыми пришлось поработать на других проектах.
Какие инструменты были использованы при записи?
В Киеве мы записали Игоря Завгороднего (барочный альт) и Максима Коломийца (барочный гобой), в Лондоне – Эндрю Меджинли (архилютная). Кстати, с Эндрю мы уже работали в Великобритании несколько лет назад, когда я писал музыку в хореографию. Тогда материал тоже был взят из старинной музыки, но метод работы был другим.
Каким образом началось сотрудничество с лейблом Injazero? Кто на кого вышел?
Они сами мне написали, и сообщили, что мне им было рекомендовано. Сначала их интересовал мой ранний неизданный материал, впоследствии вошедший на пластинку «Anthem». А уже со следующей пластинки – «Iridescent» мне удалось рассказывать новую историю – это были первые осторожные попытки работы с генеративной полифонией. В конце нее был указан дальнейший вектор моего движения, то есть альбом «Madrigals». А новый альбом, над которым я сейчас работаю, и в котором буду обращаться в органы школы Нотр-Дам 13 века уже будет развивать идеи «Madrigals».
Читайте также: СНЫ О НЕЧТО БОЛЬШЕ: КАК УКРАИНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ ПОДКОРИВАЮТ ЗАРУБЕЖНУЮ >
Это правда, что вы писали музыку к компьютерным играм? Есть ли что-то особенное в ее создании?
Да, мне удалось написать музыку в «Bound» для Playstation 4. Это до сих пор один из моих любимых коммерческих проектов. Особенность игровой музыки состоит в том, что она часто бывает динамичной. То есть, если, например, в фильме композитор создает музыку к конкретной сцене, где есть начало и конец, она зафиксирована в линейном времени, то в компьютерной игре игрок может вернуться в то место, где уже был, и каждое прохождение уровня будет уникальным. Соответственно, необходима музыка, которая в реальном времени реагировала бы на эти изменения. Для этого музыка пишется, так сказать, наслоениями. Создается, например, 8-10 слоев для отдельного уровня игры, которые включаются или выключаются по ее ходу. Каждый отвечает за какие-то изменения, новые настроения и атмосферу и все они должны работать друг с другом в любых комбинациях. Этакая головоломка, но со временем привыкаешь.
Расскажите о совместном проекте вместе с вашим отцом (Владимир Шпудейко – известный украинский актер, хореограф, и танцовщик – С.Г.), это, насколько я знаю, было сочетание музыки и танцев?
Проект называется SynthTap. Это танцевальный перформанс, хореографическое шоу, объединяющее степь и модульный синтез. Звук танца обрабатывается синтезатором и буквально создает музыку на лету. Отец давно занимается степью, и одна из проблем, с которой он столкнулся в свое время – это несоответствие звука степи на записи (или даже во время выступления) тому звуку, который он слышит, точнее – переживает, когда танцует. Несколько лет назад он разработал специальный инструмент, который максимально достоверно передавал это звучание, и предложил мне поэкспериментировать с модульным синтезатором. Но более сложной задачей было создание формы полноценного перформанса, и, судя по разным положительным отзывам, нам это удалось.
Как вы лично переносите локдаун? Влияет ли он благоприятно в творческом понимании? Скучаете по аудитории, живым выступлениям?
Стало тяжелее, доходы стали меньше, но музыкальная индустрия постепенно адаптируется к новым условиям. К примеру, около года назад мы с Алексеем Шмураком, композитором и саунд-артистом запустили еженедельный образовательно-развлекательный подкаст о музыке — АШОШ, который записываем дистанционно. Живых выступлений не хватает, но слишком по ним не скучаю, потому что это почти всегда компромиссный формат, в котором часто непросто донести свои идеи до аудитории. И у меня появилось гораздо больше времени на чтение, изучение музыки и работу над следующими альбомами.
Как вы отреагировали, когда вас и вашу работу отметили в The Guardian?
Мне, конечно же, было очень приятно, особенно учитывая кучу потраченных усилий, не только моих, но и всей команды, которая над ним работала, и почти втрое превышен бюджет на запись. Это и отличная новость для лейбла InjazeroRecords, потому что это был уже второй релиз, высоко оцененный The Guardian в 2020 году, особенно учитывая, что это небольшой независимый частный лейбл. Но было бы хорошо, если бы мы когда-нибудь научились формировать собственные аутентичные ценности без оглядки на мнения «авторитетных западных изданий». То есть, чтобы когда The Guardian откроет нового украинского артиста, и он прозвучит на BBC-6, мы бы сказали что-то вроде: «Спасибо, мы и без вас это знаем!».
Альбом Heinali «Madrigals» можно прослушать здесь.
Фото предоставлены Heinali
Читайте также: КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН? КАК В ДЕВЯНОСТИ ГОДА ПРОИСХОДИЛ УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕНЕСАНС