Французский режиссер театра и кино, драматургиня и сценаристка Анриан Мнушкин бесплатно провела авторские воркшопы по актерскому мастерству для 15 украинских актеров. Занятия проводились в формате Кочевой школы в марте и в апреле этого года по инициативе парижского Театра дю Солей в партнерстве с Национальным союзом театральных деятелей Украины. О желании Анриан передавать свои знания, развитие культурного обмена между украинским и французским театрами и собственным ощущением войны она рассказала журналистке Екатерине Хелемендик.
Какова цель вашего приезда в Украину сейчас?
Чтобы приехать и разделить наш подход к созданию театра, приехать и устроить праздник человечности в страну, которая уже год находится в состоянии ужасной войны. Может ли это показаться безрассудством, легкомыслием, высокомерием?
Мы можем сказать, что угодно. Мы, наверное, перечислим все, поскольку нам трудно объяснить жест любви, восхищения, благодарности, тревоги, даже страдания, но, прежде всего, доверия и надежды.
Я бы не осмелилась предложить такое путешествие, если бы не было тысячи свидетельств чрезвычайной способности радоваться жизни, которую продемонстрировали так много жителей столицы и других городов Украины, где играют представления в театрах. Почти каждый вечер. Вопреки всему. Со светом или без света. Где играют концерты. Почти каждый вечер. Вопреки всему. Вопреки всему. С рабочей звуковой системой или без нее.
Какое впечатление от пребывания в Киеве?
Это первое, когда я и большинство участников труппы находятся в Украине. Поскольку я не знала Киев раньше, для меня это первый визит. Откровенно вам скажу, я не знаю с чем сравнивать, следовательно, поэтому будучи в городе у меня ощущение серьезности всей ситуации. Также я чувствую отсутствие чего-то.., вероятно, не хватает людей в городе. Кроме того, я могла бы вам сказать что-нибудь другое, но тогда я не буду честной. Мы очень много времени проводим в этом «островке», каков для нас наш музыкальный театр, в работе со стажерами и разными сложностями, а также в удовлетворении счастливых моментов которых мы здесь разделяем.
Парадоксально, но признаю это! В Киеве я слышу гораздо меньше разговоров о войне, чем я слышу в Париже. Наши глаза постоянно приклеены к тому, что происходит сейчас в Украине, ко всем новостям, которые не дают нам спать.
Поскольку я без конца, смотрела на то, что происходит в Украине, это стало для меня первоначальным моментом, когда я предложила актерам трупы приехать в Украину, потому что мы не могли оставаться спокойными перед телевизорами ничего не делая.
Испытываете ли на себе давление военного положения?
Будучи здесь в Киеве, я ощущаю тот конфликт, который тянется между Россией и Украиной уже много веков и смотря, как он отражается в вашей истории, мне постоянно упоминаются колониальные отношения между Францией и Алжиром. Конечно, здесь это несколько иная ситуация. Возможно, наш визит и был для нас возможностью углубиться в истории такой империи, которая стала димонической в своем развитии. Действительно война ощущается во всех обыденных вещах, к которым украинцы уже привыкли, однако я и трупа еще нет, поэтому преодолев это давление, мы рады дальше работать ради того, для чего мы приехали.
Как переживают это событие артисты театра?
В первые дни от сирен мы могли затаить дыхание, а потом сразу вернулись к работе. Мы сразу сказали, что будучи в Украине будем действовать так, как действуют украинцы.
Правда ли что Театр дю Солей — это не только школа для актеров, но и школа жизни?
Я считаю, что настоящая театральная школа, это школа жизни. Между людьми в театральной труппе появляется принятие, уважение друг к другу и равенство, а также ценность предыдущего опыта — это все о школе жизни. Но театр Дю Солей не один таков. Все театральные труппы мира создают в себе небольшую жизнь. Если же этого не происходит, то труппа становится каким-то институтом или однажды исчезает, а причиной является отсутствие эмоций, подлинности.
В Киеве вас принимает Театр оперы и балета. Имели ли вы связи с украинским театром до этого или, может, слышали что-то о нем?
Честно говоря — нет. Я понимала, что познакомлюсь с ним в самой работе Кочевой школы с нашими стажерами-театралами. Потому и даже не искала информацию к визиту. Хотела, чтобы первое впечатление было без призмы излишней информации или мнений других. Но хотела бы отметить, что связь между французским и украинским театрами начинает как раз сейчас возрождаться. Пока наша театральная труппа в Киеве Владислав Троицкий с актрисами и певицами ставят свой театр там в парижском театре Дю Солей. И это культурный обмен, который будет углубляться и развиваться еще больше.
А что бы вы посоветовали в вашем творчестве точно не делать?
Не доверять! Надо все-таки всегда доверять своим партнерам, коллегам. Даже когда возникают сложности, доверие актерам — это самое важное!
Не врать! Врать — это самое худшее, что можно делать, тем более на сцене. Разочаровывать своих коллег — некогда.
Вы в своих представлениях освещаете остросоциальные, политические вопросы. Планируете ли вы после своего визита в Украину поднимать тему войны и тяжких преступлений по отношению к Украинскому народу?
Я не знаю… Мы точно приехали не за этим, но вместе с тем визит не может не оставить на нас следа.
Возможно это следует воплощаться в определенном художественном произведении. Если бы мы планировали, я бы все равно об этом не сказала бы, потому что сама идея должна выращиваться в тишине. Но я верю, что после этого у наших актеров и актрис появится желание, а также несколько инструментов и средств, чтобы рассказать эту историю. Время покажет.
Фото: Артем Галкин
Авторка: Екатерина Хелемендик
Читайте также: SMALL TALK: ФРАНЦУЗСКАЯ АКТРИСА НАДЯ ТЕРЕШКЕВИЧ О НОВОМ ФИЛЬМЕ ФРАНСУА ОЗОНА