15 июня в Черновцах состоится показ отреставрированной копии ленты Юрия Ильенко «Легенда о княгине Ольге» 1984 года. Фильм будет продемонстрирован в украинском дубляже, который удалось совершить уже после смерти создателя картины. Главную роль в фильме исполнила у страны актриса и жена Юрия Ильенко — Людмила Ефименко. Она стала музой нынешнего фестиваля Миколайчук OPEN. Про силу любви, украинское кино и опыт работы с выдающимися Иваном Миколайчуком и Юрием Ильенко она рассказала в интерв. Marie Claire.
Почему большой акцент сделан на дубляже фильма «Легенда о княгине Ольге»?
Япересматривалась фильм перед дубляжеми почувствовала, что мне в некоторых сценах не хватало в голосе мужества, твердости, напора. (На экраны в 1984 году фильм вышел с русским дбляжем. — Прим.ред.) Поэтому я воспользовалась возможностью исправить это, и была благодарна. И, что немаловажно, фильм стал украиноязычным.
Кстати, еще в начале 90-х Юрий Ильенко хотел сделать переозвучку на украинском языке. Но за неимением средств этого не произошло. Когда мы, в конце концов, это сделали, к сожалению, не было уже ни Юры, ни Миколайчука, ни Сердюка, ни многих других актеров. Но я считаю, что озвучившие их актеры сделали это очень хорошо. Из снявшихся в фильме актеров себя озвучили только я и Виктор Демерташ, которого, к сожалению, уже тоже нет.
Я читала, что в советское время, когда снимали фильм, делали две озвучки. А потом чаще выбирали русский. Был ли этот случай здесь или сначала вообще не было украинской версии?
На всех студиях снимали на русском языке для утверждения в Москве. Затем, когда фильм приняли, уже национальная студия делала озвучку на национальном языке. Фильм «Легенда о княгине Ольге» был первым случаем на студии Довженко, когда не позволили сделать озвучку на украинском языке, потому что в Москве руководитель Госкино СССР сказал: «Зачем это делать?». По его мнению, во времена киевских князей украинского языка не было. Это были русские фейки о нашей культуре, языке, истории.
Фильм называется «Легенда о княгине Ольге» и в нем представлены различные интерпретации ее истории. Расскажите, как возникла идея такого подхода?
До встречи с Юрием Ильенко я мало знала о княгине Ольге. Информацию о ней я не получила ни из школьных учебников, ни от родителей, ни от друзей. А с Юрием мы любили ходить по Андреевскому спуску на Днепр, и он мне много рассказывал о ее фигуре. У него тогда была мечта снять трилогию: княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.
Тогда я и погрузилась во все эти книги о ней, и мне было так интересно, что такая невероятная личность, как княгиня Ольга жила в Киеве, и я тоже киевлянка. Когда праздновали 1500 лет Киева, Юрий хотел «пробить» эту трилогию, но ничего не получилось. Предложили другому режиссеру снять фильм о Ярославе Мудром. Но после этого произошло чудо. Юрий написал либретто для балета «Ольга», Евгений Станкович сделал невероятную музыку для этого балета, и он прошел с огромным успехом. Тогда Юрий подал заявку, чтобы снять фильм о княгине Ольге, и она прошла. Я восприняла это как чудо, что нам удалось снять этот фильм.
А вариантов об истории Ольги и сейчас много: одни говорили, что она из Болгарии, другие, что ее родословная идет от викингов, полно разных произведений, вымыслов, идей. Поэтому Юрий хотел показать разные точки зрения на ее фигуру. В фильме о ней рассказывает и ее сын Святослав, и внук Владимир, монах Арефа, ключница Малуша и другие реальные и вымышленные персонажи. А когда она в конце рассказывает о себе сама в такой красивой одежде, в нескольких фразах, то это уже Юрова версия. Я с ним согласна!
Помню, когда он мне о ней рассказал, то мы пришли к Владимирскому собору, и там на воротах — изображены князь Владимир и княгиня Ольга. Я долго смотрела на них. Потом я много лет жила в Киеве недалеко от Владимирского собора и часто заходила туда – стояла и смотрела на княгиню.
В вашей фильмографии много ролей сильных женщин. Это был ваш личный выбор или режиссерское видение?
Дай Бог, чтобы актеры могли выбирать роли в кино. Это была моя мечта. Думаю, что если ты продюсер, ты можешь выбрать и материалы, и роль, и сыграть. В моем случае – это видение режиссеров. Единственное, что ты как актер можешь сказать – да или нет. Поэтому я постоянно благодарю Бога, судьбы, и особенно Юрия за те невероятные предложения, что он мне делал. Лучшие роли я сыграла в его фильмах. Особая для меня роль – это Мавка, я очень ее люблю.
Вы годами создавали яркие образы в фильмах Юрия Ильенко. Расскажите о вашем сотрудничестве?
Мне было легко работать со всеми выдающимися режиссерами, в чьих фильмах посчастливилось сниматься, но с Юрой всегда присутствовала какая-то особая магия.
Мы настолько понимали друг друга, что когда заканчивался дубль (он практически всегда снимал сам), я по взгляду понимала: это классно или нет. Ему не нужно было даже что-то говорить.
Вообще он не очень любил актеров, которые, может, хорошо делали, что он просил, но не привносили свое видение образа. Он ценил, когда актеры могли с ним спорить, отстаивать свою точку зрения, интересоваться и знать все о своей роли. Любил импровизации.
Вам повезло не раз встретиться на съемочной площадке с Иваном Миколайчуком. Вы знали его еще до того, как начали работать вместе?
Помню, что я еще школьницей была, седьмой или восьмой класс, и все начали говорить, что появился просто невероятный актер и учительница нам сказала: «Посмотрите , вышел отличный фильм «Сон», там Тараса Шевченко играет молодой актер». Мы ушли и началось! Через какие-то недели или месяцы Миколайчук стал чрезвычайно популярным. Приходит моя одноклассница после каникул и говорит: «Мы переехали в дом, и в этом доме живет Иван Миколайчук». Мы сказали: «Не лги, этого не может быть!». «Я лгу? Вот родителей дома не будет, после школы, идем ко мне и будем дежурить. Он рядом у подъезда. Будем пить чай, а кто-то будет чередовать». : 400;»>Где-то неделю мы так ходили. Я потом думаю, какие мы были глупы. Может быть, его и в Киеве тогда не было. Был ли он на съемках или поздно возвращался, но не увидели мы Ивана Миколайчука. Но поверили ей. Позже Юра я узнала, что он действительно жил в этом доме, в своей первой однокомнатной квартире. Особо мы познакомились гораздо позже, тогда Иван уже переехал на левый берег.
А еще до того, когда я училась в Институте кинематографии в Москве, у нас каждый день были просмотры новых лент. Когда были показы студии Довженко, то обычно зал был наполовину пустым. А здесь «Белая птица с черным признаком» Юрия Ильенко получил главный приз московского международного кинофУ нас было принято, если классный кадр снят оператором, или крупный план актера, то аплодисменты во время просмотра. И как начался фильм, так и последовали аплодисменты. И когда закончился фильм, аплодисменты были просто невероятны. Другие студенты подходили ко мне, потому что знали, что я из Киева: «Ну, мы тебя поздравляем! Это неожиданно! Класс! Ну и актеры, ну и режиссер – супер!». Я столько тогда услышала комплименты.
В те времена, когда люди попадали в Москву, у них было одно желание – зацепиться. Там полно театров, снимаются фильмы. Я тоже мечтала сниматься в Москве…
Но, когда я увидела «Белая птица с черным признаком, у меня не осталось никаких мыслей, чтобы остаться в Москве. Я мечтала поскорее закончить учебу и вернуться в Киев.
Я киевлянка, в моем родном городе такая студия, такие режиссеры, такие актеры! Все буду работать только в Киеве. По крайней мере, смогу хотя бы маленькую роль сыграть вместе с Иваном Миколайчуком в фильме Юрия Ильенко… ну хоть эпизод… Это была моя самая большая мечта после того, как я увидела фильм «Белая птица с черным признаком». Надо обязательно мечтать…
… и правильно формулировать свои мечты…
Да, моя мечта сбылась. И не просто в маленькой роли, а в полноценной! А я еще помню, как увидела Ивана на студии. Они тогда вернулись со съемок в Югославии. Там Юрий снимал следующий фильм после «Белой птицы с черным признаком» – «Наперекор всему». Иван шел в кожаной замшевой куртке, красивой шляпе. Он был высокий, невероятный красавец!
Иван Миколайчук был невероятным на экране, а в жизни еще лучше. От него исходила очень мощная энергия. Забыть это невозможно!
В «Лесной песне» вы сыграли Мавку. Недавно на экраны вышел первый украинский 3D анимационный фильм «Мавка. Лесная песня». Пока этот образ переживает ренессанс. Как вы думаете, почему он не теряет актуальности?
Когда мы с Юрием начинали работать над фильмом, он говорил, что Мавка – это автопортрет Леси Украинки. Это она, ее душа, ее видение мира. Это подтверждает и начало фильма, когда крупный план Леси Украинки переходит в мой – я немного похожа на Лесю Украинку. Кстати, когда раньше хотели снимать фильм о ней, я пробувала эту роль.
Я думаю, что это большое счастье для человека, когда он по-настоящему полюбил. Когда для нее не имеет значения, так ли ей ответили. Хотя в конце все же ответили. Последние слова Мавки: «Играй же, любимый, умоляю!» – это что-то невероятное! У меня всякий раз, как я это слышу, все в душе переворачивается. Также важна идея о теле, которое не имеет значения. Последний монолог Нимфа – обо всем. Вся сущность этой пьесы, этого произведения, гениальность Лесина. Это то, что дает жизнь вечную духу. Невероятная любовь с полной отдачей себя ради этой любви.
По замыслу режиссера, Иван Миколайчук сыграл в фильме сразу две роли – дяди Льва и Леший. Когда умирает старый дядя Лев, на него смотрит Леший, и на время дядя Лев становится молодым, ему удалось воплотить в одной сцене сразу три разных образа. Это идея любви, вечной души, которая прожила жизнь по-доброму, по-светлому с помощью людям, отдачей себя всему прекрасному: природе, людям. И здесь Иван становится молодым, прекрасным, жизнь продолжается в красоте, в любви, в добре.
Вы и Иван Миколайчук —звезды эпохи. К тому времени, когда снималась «Легенда о княгине Ольге» и «Лесная песня» в СССР вас воспринимали наравне с российскими актерами?
Когда «Легенда о княгине Ольге» вышел на экраны, он вошел в тройку самых кассовых фильмов СССР. Его прокат продлили на месяц в Киеве, потому что на него был спрос среди зрителей. Но вы не представляете, как меня в той московской, советской прессе уничтожали. То есть именно кино хвалили, а меня ругали. нали, что это будет больно для Юры. Но он был закален. Всегда говорил: «Пусть пишут, что угодно, чтобы фамилию писали правильно». А меня позорили, и ему это было больно. Он видел, как я переживаю.
Фильм участвовал в разных неделях кино заграницей, но нас редко приглашали туда. Ехали обычно все московские.
Нам не прощали, что режиссеры, актеры не из Москвы могут делать кино с ярким национальным лицом, которое на международном уровне признается. Это, в частности, главное, за что травили Юрия Ильенко и за что ссорили меня.
Расскажите о работе над фильмом, над сценарием для которого Юрий Ильенко работал в паре с Сергеем Параджановым. А сам фильм получил награду на Каннском кинофестивале – «Лебединое озеро. Зона».
Юрий называл этот фильм «Приговор советской власти». Он снимался в 1989 году. Это уже распад той дрянной власти. Фильм об этом. Так получилось, что в 1988 году в Киев приехал Сергей Параджанов. Они встретились с Юрой и долго разговаривали. Сергей Иосифович рассказал Юре много историй, с ним случившихся во время пребывания на зоне. (Параджанов шесть лет провел в заключении под Алчевском Луганской области. — Прим.ред.) Юрий сказал: «Сними!». А тот ответил: Нет, если снимать, то мне нужно снова это все пережить, а я не выдержу. А ты сними! Я тебя очень прошу».
Юрий написал сценарий по этим рассказам, и начал снимать. Снимали под Луганском, Северодонецком, все эти места. Съемки были тяжелыми. Он снимал в настоящей зоне, у нас там играли настоящие заключенные. Он после каждой съемки приходил просто выпотрошенный, без сил. Напряжение было невероятное.
Но герой этого фильма – это Юровый автопортрет при этой власти. Ему постоянно мешали. Столько фильмов было закрыто, сценариев – забраковано, столько тяжелых испытаний! Юрий был сильным человеком, он это все выдержал, и «Лебединое озеро. Зона» об этом. Фильм имел невероятный успех. Мы год ездили по разным фестивалям. Объездили, наверное, весь мир. Но в Украине его не знают, видимо, и не показали в широком прокате, были только маленькие премьеры.
В январе 2024 года будет столетие Сергея Параджанова. Сейчас будет сниматься о нем документальный фильм и о Юрии. Я думаю об этом фильме. Может быть, он получит в Украине второе рождение? Надеюсь, потому что фильм потрясающий.
Авторка текста Наталья Жук, фото предоставлены Филиппом Ильенко
Фестиваль Миколайчук OPEN пройдет с 15 по 20 июня.
Читайте также: КИНОФЕСТИВА НИКОЛАЙЧУК OPEN ОБЪЯВЛЯЕТ УЧАСТНИКОВ ПЕРВОГО В ЕГО ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА