3 декабря в Киевской опере состоится премьера пластического спектакля«Косачка» . Постановка посвящена опытам и образам женщины, проявлениям женской силы в мифах, истории и современности. Спектакль создан командой танцовщиц, музыканток и художниц, которая посвящает свою работу украинским художницам – в частности, тем, которые были репрессированы во время советской оккупации. В преддверии премьеры мы вспоминаем самых выдающихся женщин, сформировавших украинский театр в 20 веке.
Мария Заньковецкая
Ради сцены Мария Адасовская отказалась от многих привилегий. В конце 19 века карьеру актрисы не считали приличной для представительницы дворянства и жены военного. Но как только Мария впервые вышла на сцену, выбор стал очевидным. Она рассталась с мужем без права на повторную женитьбу, и по требованию родных придумала новую фамилию, чтобы не «позорить семью». Так и появился псевдоним, под которым актриса вошла в историю – Мария Заньковецкая.
Мы могли бы знать Заньковецкую как выдающуюся певицу. С детства все отмечали сильный и мелодичный голос Марии. Некоторое время она извлекала уроки в Петербургской консерватории. Но уже на первый год работы в театре Заньковецкая заболела дифтеритом и так и не смогла полностью восстановить голос. Впрочем, это не помешало ей петь в спектаклях, а уникальное сочетание драматического и комедийного таланта сделало ее звездой театра корифеев. Заньковецкая успела поработать с Иваном Карпенко-Карым, Михаилом Старицким, Панасом Саксаганским и Марком Кропивницким. Она даже основала театр в Полтаве вместе с Николаем Садовским – партнером актрисы, с которым ее связывала длительная и драматическая любовная история.
Настоящая слава пришла к Заньковецкой уже после тридцати, после масштабных гастролей в Украине и за рубежом. Она даже снялась в раннем кино – в фильме «Наталка Полтавка» в 1909 году. Роль Наталки была знаковой для актрисы – именно она была ее дебютной на профессиональной сцене.
В конце жизни Заньковецкая поселилась в Киеве. В период Украинского государства гетман Скоропадский присудил ему пожизненную пенсию. Даже советские власти считались с достижениями актрисы – ей одной из первых присудили звание народной артистки в 1923 году.
Соломия Крушельницкая
В феврале 1904 года в Милане отыграли премьеру оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Постановка явилась фантастическим провалом. Зрители засвистали исполнителей. Пуччини был в отчаянии. Через три месяца композитор внес небольшие изменения в сюжет и пригласил на главную роль Соломию Крушельницкую. С тех пор опера не сходит с мировых сцен.
Соломия, или Саломея, как ее называли знакомые, начинала свой оперный путь из Галиции. Еще во время учебы во Львовской консерватории она дебютировала в городском театре Скарбка (сейчас театр им. Заньковецкой). Дальше – поехала продолжать учебу в Италию, хотя уже имела приглашение в труппу Львовской оперы. С двадцатилетнего возраста Крушельницкая успешно выступала на мировых сценах от Польши и Австрии до Аргентины и Чили. В Кракове за кулисами театра ее восторженно слушал Василий Стефаник. А после выступления краковские студенты запрягли себя вместо лошадей и увозили певицу домой.
Крушельницкая пела на восьми языках. Ее исполнение активно записывали – некоторые произведения можно послушать и сегодня. Благодаря своим успехам, она смогла купить виллу в Италии и большой дом во Львове для родных. Но в 48 лет фактически на взлете карьеры Крушельницкая покинула большую сцену. В то же время она начала выступать на камерных концертах, звезда в Украине, с которой поддерживала крепкие связи. Среди ее близких друзей были Иван Франко, Ольга Кобылянская и Николай Лысенко.
На Галичине Крушельницкую застала Вторая мировая война. Она пережила германскую оккупацию, а затем попала под советскую. Большевистские власти отобрали почти все имущество певицы – вместе с итальянской виллой. В конце жизни Крушельницкая стала скромной преподавательницей во Львовской консерватории – месте, где для нее все начиналось.
Бронислава Нежинская
Через дорогу от Национальной оперы Украины, на Богдана Хмельницкого 21, сейчас расположен банк и несколько ресторанов. А в начале 20 века это здание было местом, где зарождался современный украинский танец. Ведь именно здесь работала «Школа движения» Брониславы Нежинской.
Нежинская вместе со своим братом с детства училась классическому танцу. Но запыленное имперское великолепие русского балета его мало интересовало. Поэтому она присоединилась к группе творцов-экспериментаторов под руководством Сергея Дягилева и начала выступать в Европе. Когда Нежинской было 24 года, она была приглашена стать примой киевского Оперного театра, и она очень быстро стала любимицей публики.
Через два года Российская империя потерпела крах, и в бурном Киеве начала кипеть культурная жизнь. Нежинская начала сотрудничать с авангардными художниками и ставить экспериментальные танцевальные постановки – «Вальс Мефистофеля» на музыку Листа, «Ноктюрны» Шопена и другие краткие представления. Параллельно Нежинская основала «Школу движения», где преподавала танец как современную практику. Особое внимание она уделяла образу женщины. «Я не хочу, чтобы для танцовщиц существовали условности «приличного» и «непристойного»» — говорила она. Учеба у Нежинской не проходила даром. Да, ее ученица Надежда Шуварская работала с Лесем Курбасом в театре «Березиль» и ставила хореографию для спектакля «Газ». А Серж Лифарь, посещавший уроки Нежинской в Центростудии, позже возглавил Парижскую оперу.
Сама Нежинская в 1921 году выехала за границу и построила там блестящую карьеру. Над ее представлениями работали такие легенды, как Коко Шанель и Жан Кокто. Самым успешным произведением художницы стал балет «Свадьба» (Les Noces), который ставят на мировых сценах до сих пор.
Александра Экстер
Александру Экстер знают как «амазонку авангарда», подругу Пикассо и Аполлинера и просто одну из самых влиятельных украинских художниц. Но если выбирать наибольшее из многих ее достижений, то это будет новаторское оформление театральной сцены.
После учебы в Киеве Экстер уехала набираться опыта в Париж – и вернулась домой зрелой и успешной художницей. Она открыла собственную мастерскую, где можно было заниматься творчеством или посещать открытые лекции об искусстве, театре и литературе. Здесь собирались интереснейшие люди города. Знаковые украинские авангардисты типа Анатолия Петрицкого и Вадима Меллера нашли здесь свою уникальную манеру.
Мастерская Экстер находилась в квартале от студии Нежинской – на Богдана Хмельницкого, 27. Художники увлекались творчеством друг друга. Экстер видела в танцах учащихся Нежинского воплощения собственных творческих принципов. Она с удовольствием разрабатывала костюмы для постановок студии.
Экстер одной из первых начала по-настоящему работать с объемами на сцене – не просто расписывать плоские панели и занавеси рисунками, а создавать трехмерные декорации, в которых мог работать актер. Уже в 1916 году она сделала еще один радикальный жест – вместо одевать актрис в костюмы расписала их обнаженные тела.
Среди самых известных работ художницы – оформление спектаклей «Саломея» по Оскару Уайлду, «Ромео и Джульетта» и фильм «Аэлита» 1924 года.
Экстер была одной из тех, кто смог убежать от большевистской оккупации. Остальную свою жизнь, до 1949 года, она провела в Париже, где преподавала в Школе современного искусства Фернана Леже.
Ада Роговцева
Ада Роговцева впервые вышла на сцену в 1950-х годах и стала известна именно как советская актриса. После выпуска из Киевского театрального института она начала играть в драматическом театре имени Леси Украинки, где проработала 35 лет. Дебют Роговцевой в кино прошел в фильме «Кровавый рассвет» по повести «Fata Morgana» Коцюбинского.
С тех пор украинское культурное наследие стало одним из фокусов работы актрисы. Она общалась с Сергеем Параджановым, Иваном Миколайчуком – теми, кто творил диссидентскую среду в украинском искусстве. Роговцева до сих пор вспоминает, как Миколайчук шепотом пел запрещенный к тому времени гимн Украины.
Важной персоной в карьере Роговцевой стала Леся Украинка. В 24 года актриса сыграла полевую русалку в фильме Лесная Песня. Дальше была роль Долорес в спектакле «Каменный хозяин» и одноименном фильме с Богданом Ступкой. В 1977 году ей представился случай сыграть саму Лесю в спектакле «Надеяться». Спектакль о жизни поэтессы сопровождала пением Нина Матвиенко.
Сейчас, в свои 86 лет, Роговцева работает в кино, создает благотворительные проекты, а недавно еще и снялась в рекламной кампании украинского бренда Bevza. Ее зять и внук вступили в ряды Вооруженных сил, а сама актриса активно поддерживает и обеспечивает нужды военных.
Для авторов спектакля “Косачака” вдохновением стали украинские женщины, которые сегодня защищают нашу землю. Однако в своих рассуждениях команда обращается к опыту поколений, когда быть сильной для женщины было не выбором, а необходимостью и исследует его связь с современностью. Спектакль создают режиссер Юлия Лопата, хореограф Гала Пеха и коллектив Procontemopary, музыканты Елена Шикина и Соломия Кириллова, художница Ася Сутягина. Увидеть премьеру можно 3 декабря 2023 года в Киевской опере (ул. Межигорская, 2).
Текст: Роксолана Макар
Читайте также: СПЕЦПРОЕКТ «КОРНИЯ»: НАТАЛИЯ ЖИЖЧЕНКО (ВНУЧА) ОБ ОПИШНЯНСКОМ ГОНЧАНИИ /strong>