11 августа возле Национального Музея «Киевская Картинная Галерея» казнит выставка «Украинский коллаж». Это чрезвычайное событие, поскольку показаны коллажи Александра Ройтбурда, главного метра техники коллаж в Украине — Сергея Святченко, а также работы Саши и Ильи Чичкан. Накануне события арт-критик Константин Дорошенко ответил на вопрос Marie Claire.
Каким должен быть «настоящий мужчина»?
В современном мире, наконец, начали осознавать, что никто не должен быть каким-либо. Человек имеет право быть собой, относиться с вниманием и уважением к себе, реализовывать то, что дает силы и вдохновляет. Гендерные стереотипы прошлого воровали у людей индивидуальность, заставляя всю жизнь подгонять себя под клише и требования общества. Чем счастливее человек, тем лучше рядом с ним другим.
Какие жизненные уроки дали вам родители?
Они дали мне право быть собой. С детства родители были внимательны к моим проявлениям, не пытались давить или ломать под какие-либо требования, идеи, жесткие правила. Внимательны они были и к себе, уважали потребности и слабости друг друга, хотя и не скрывали эмоций, общались без лицемерия, открыто. В нашей семье без каких-либо деклараций существовало право на выбор, на особенность, достоинство и личные границы. К примеру, отпуска родители всегда проводили отдельно, давая партнеру отдохнуть от себя.
Я начал рисовать раньше, чем писать, держа ручку, как мне было удобно и не так, как всех учат. Приведя меня к первому классу школы, мать сразу запретила учительнице меня переучить: «Иначе он и рисовать разучится, и писать не научится». Другая показательная история: в 9-м классе учительница химии застучала меня с одноклассниками за курением на заднем дворе школы. Мы восхищались тогда рок-музыкантами и, обезьяняя их, курили папиросы. Химичка позвонила моей матери и известила об этом безобразии. Как вам не стыдно врать? В нашей семье все курят «Столичные»!», — ответила мать. Она могла сердиться на меня, отчитывать, что-то не воспринимать или даже осуждать, но только приватно. Во внешнем мире всегда была на моей стороне.
Но главный урок я получил от отца. Урок настоящей преданной любви. Когда мать умирала от рака, он постоянно был возле нее, делал все, чтобы облегчить ее состояние. А на похоронах сквозь слезы говорил: “Посмотрите на нее! Какая же она красавица! Такой он видел ее, даже обезображенную тяжелой болезнью и смертью. Я очень боялся, что отца ожидает срыва или депрессии после ухода мамы. Говорил ему: «Папа, ты еще полон сил, заведи отношения с какой-нибудь женщиной». Он ответил: Нет. У меня была такая женщина, что ни одна из них не сравнится”. Однако, к счастью, он прожил потом еще десять лет.
У вас был поворотный момент, после которого можно делить жизнь на «до» и «после»?
Нет. Каждый день несет потенциал новых впечатлений, состояний, мыслей – это длительная метаморфоза. Мы меняемся всю жизнь, она чрезвычайно интересна и важно не останавливать себя в этом процессе.
Что больше вас драйвит: в жизни, работе, отношениях?
Надценна в жизни встреча с собеседником. Человеком, понимающим тебя, о чем и почему ты сейчас, рядом с которым можно быть самим собой. Люди ищут любовь, денег, признание, всем есть что сказать, но не всегда есть с кем говорить. Когда тебя слышат и тебе есть, что услышать в ответ, когда в разговоре раскованы разум, фантазия и эмоции, это вдохновляет, обновляет, придает силы.
Как вам кажется, вы уже нашли себя?
Я нахожусь в состоянии заинтересованного диалога с собой. «Влюбиться в себя — вот начало романа, который продлится всю жизнь», — сказал Оскар Уайлд. А любовь это путь, в отличие от страсти, она долговременна, полна открытий, внимания и понимания. На этом пути невозможно сделать остановку, что-то законсервировать. Ибо тогда любовь превращается в вещь с определенным сроком потребления. Против этого предостерег Жорж Батай и я ему за это благодарен.
Какими критериями вы измеряете успех?
Это не та категория, которая меня интересует.
Как выглядит ваш стандартный день?
Каждый день мир и мы в чем-то другие, так что стандартных дней я не знаю. А вот утро, если я просыпаюсь дома, а не в другом месте или городе, начинается с улыбки самому себе в зеркало на потолке над моей кроватью. Ритуалов нет, потому что они убивают непосредственность жизни.
Какие качества партнера для вас важны?
Естественность — у каждого и каждого она своя, великодушие, ирония, открытость к новому опыту и разуму, который, кстати, совершенно не равен образованности или эрудиции.
Какой человек никогда не будет с вами рядом?
Фанатическая, ксенофобская или слишком пессимистическая.
Какая материальная вещь – самая ценная для вас и почему?
Я искренне люблю вещи, почти все в моем доме имеет для меня какое-то значение, содержит свою историю. Это могут быть художественные работы, гаджеты, книги, посуда, подарки друзей, привезенные мною из других стран предметы обихода, одежды, декора. Но вещи это всего-навсего вещи. Ими нужно пользоваться, они живут и умирают. Когда что-то ломается или дерется — я с легкостью это выбрасываю. Прочитанные книги иногда выношу и оставляю на почтовых ящиках в подъезде – их всегда разбирают. Люблю делать подарки, а дарить надо только то, что нравится тебе, так что с определенными чудесными вещами расстаюсь таким образом.
Правда, одно дело все же не хотелось бы потерять. В чешском городе Пардубице есть милый крематорий в стилистике местного ар-деко. Там я приобрел для себя красивую стеклянную урну для праха. Как и мои родители, я хочу быть после смерти кремированным. А найти у нас приличную урну – целая проблема, знаю по опыту. И вот я встретил удовлетворяющий мой вкус, но облегчил ситуацию для близких, которым когда-нибудь придется меня похоронить.
Что вы считаете в жизни наиболее важным? Что наименее важно?
Самая знаменитая инсталляция Демьена Герста — туша тигровой акулы в формальдегиде — называется «Физическая невозможность смерти в сознании кого-то живого». Действительно, о смерти мы можем только фантазировать, когда она наступает с нами физически – осознание уже невозможно. Следовательно, важен сам процесс жизни. Неважно то, что у нас самих его стопорит, ворует время – приставание за прошлое, комплекс вины, ревность, разочарование. Ведь пока ты жив всегда остается возможность чего-то нового. Хотя бы впечатление или мнение.
Какое антивоенное произведение вы считаете гениальным?
Гениальность слишком высокопарное понятие. И я не верю в то, что какое-то произведение может оказать одинаковое влияние на всех, на общество. Искусство работает очень индивидуально. Лично я среди рожденного украинским искусством времени полномасштабной российской войны против Украины выделил бы работы Екатерины Лысовенко, Влады Ралко, Михаила Алексеенко, Павлы Никитиной. Все они разным образом, в зависимости от авторской индивидуальности, затрагивают проблемы того, что есть в античеловеческой реальности войны человек с его хрупкостью, неоднозначностью, жертвенностью, стойкостью или причудливостью. И где та граница, за которой теряется человечность.
Читайте также: SMALL TALK: ХУДОЖНИЦА АЛЕВТИНА ЛЮБИТ В ПРОЕКТЕ UKRAINIAN INVASION TO UKRAINE СРАВНИВАЕТ ЛЮДЕЙ И РАСТЕНИЯ