Закрыть
Фоа Хока 2
Жизнь

Кто в доме хозяин? Как в девяностые годы состоялся украинский музыкальный ренессанс

Поделись:

В этом году отечественному музыкальному проекту Фоа Хока исполняется тридцать лет. Музыканты имеют в наработке около трех десятков релизов, три международных ремикс-альбома и множество компиляций, миксов, саундтреков, до сих пор остаются одним из самых ярких и самобытных коллективов европейского уровня. Колумнист Marie Claire Сергей Гулюк, автор телеграмм-канала «Нежность»  ведет беседу с основателем проекта и вспоминает интересные девяностые годы.

Сергей Гулюк

Первая половина 1990-х. Становление страны совпало со становлением сознания: как только на глазах произошли революционные преобразования, «совок» остался в прошлом, и в чуть приоткрытое окошко в новые миры понемногу начинает поступать когда-то недоступная информация – «пиратские» кассеты, винил, самиздат, а впоследствии – легальная пресса, и, о, чудо, книги на украинском!

Фоа Хока 6

Дмитрий Куровский, художник, музыкант, основатель проекта «Фоа Хока»

А вокруг – разброд и качание, и это в известной степени не может не отражаться в творчестве музыкантов. О мощной творческой атмосфере тех лет вспоминает Дмитрий Куровский – музыкант, художник, основатель и лидер группы «Фоа Хока»:

– Я тогда жил и учился в Харькове, где в то время активно бурлила культурная жизнь. Место, которое я постоянно посещал – “Stand Hair Studio” – ее организовал барабанщик и энтузиаст Евгений Николаевский. Это была просторная комната в частном доме, со стенами, обшитыми лотками для яиц. Атмосфера в студии Евгения была действительно незабываемой! Там проходили репетиции некоторых харьковских команд, проходили интересные встречи и знакомства. Здесь я впервые увидел ленты Питера Гринуэя, клипы The Residents, услышал много новой музыки: Zoviet France, The Birthday Party, Wolfgang Press, Psychic TV, The Cure, Ween… Я очень часто там бывал, пока не возникла идея записать несколько новых композиций Фоа Хока.

Дмитрий Куровский (слева), и Евгений Николаевский в «Stand Hair Studio»

В то же время в стране происходят прогрессивные события, вызывающие определенные надежды на возрождение новой украинской музыки: в Германии выходит компакт-диск “Новая Сцена” – сборник из четырнадцати андеграундных коллективов Киева и Харькова. Осенью 1995-го во Львове во второй раз проходит одно из самых масштабных культурных событий того времени – фестиваль «Альтернатива», который был «Вудстоком», «Гластонбери», и «Зигетом» одновременно: куча интересных европейцев, хедлайнеры – британцы The Ukraini из забавного – юный студенческий коллектив «Океан Эльзы», и молодой «эм-си» – Саша Богуцкий, еще не солидный телепродюсер Александр Андреевич. Почетным гостем фестиваля стал черниговско-харьковский коллектив «Фоа Хока».

Именно по сетям этого выдающегося события, где-то на раскладках я приобрел порцию кассет с украинской музыкой, которую издавал и экспортировал в Европу польский лейбл «KOKA»: «Сахар – Белая смерть», «Казма-Казма», «Вий», и отдельное, незабываемое впечатление на мое юношеское сознание произвела кассета с альбомом Музыка Без Хозяина группы Фоа Хока. Совершенно все, начиная с обложки кассеты (тяжелое свинцовое небо, лес вдали и загадочный мрачный юноша, в котором узнается солист – Дмитрий Куровский) совпало тогда с настроениями «пубертатного» периода.

Фоа Хока 7

Обложка альбома группы Фоа Хока «Музыка без Хозяина»

Действительно, обложка альбома незабываемая, – соглашается Дмитрий, – ее создал художник Андрей Марушечко – украинец, рожденный в Польше, который сделал много каверов для релизов КОКА-Records и вывел этот лейбл на широкие просторы. Андрей был сотворцем “обновленной” КОКИ, ее дизайнером и продюсером.

Владимир Наконечный (сооснователь лейбла “КОКА”) об обложке альбома “Музыка без Хозяина“:

По-моему, это пространство идеально отражало широту и многомерность. Это, несомненно, одна из самых ярких обложек Марушечка, и я рад, что он сделал ее именно в “Музыке без Хозяина”.

Фоа Хока 9

Внутренняя сторона альбома

А на кассете я услышал тогда индустриальные урбанистические пейзажи, депрессивную атмосферу, прохладный саунд, и серьезное углубление в самые сокровенные заросли украинского фольклора:

Клык великана проводили малыша
Пещера – чьи-то заброшенные образы на стенах…
У озера притаились люди с ружьями

В начале девяностых я увлекался произведениями Николая Хвылевого, латиноамериканской прозой и, конечно, украинским фольклором, – продолжает Дмитрий, – ведь моя мама – большой специалист в этой сфере, она преподает историю музыки и украинский фольклор в Черниговском колледжи им. Левка Ревуцкого. Я с детства слышал много песен в ее прекрасном исполнении. В это время я начал рисовать небольшие урбанистические картины. Для меня музыка и визуальная составляющая всегда были нераздельны.

Дмитрий Куровский «Интерес» (1993)

В каких условиях была создана эта запись?

Альбом “Музыка без хозяина” был создан в “Stand Hair Studio” и черниговской домашней студии гитариста, одного из основателей Фоа Хока – Владислава Дихтяренко. Из нужной нам аппаратуры в студии был ревербератор “Лель”, микрофон “МЛ-15” и наушники. Важной составляющей треков альбома является восьмибитный гипнотический ритм-плейбек, который создавал Дыхтяренко в Чернигове на детском синтезаторе Kamosonic F3A. Он и выполнил основную часть гитарных партий с небольшим арсеналом советских примочек. Позже присоединились и сессионные музыканты.

Фоа Хока 78

Владислав Дихтяренко в «Stand Hair Studio»

Каким образом на вас вышел польский лейбл «КОКА», и как это повлияло на продвижение коллектива за границей?

«Музыка без хозяина» – первый изданный за границей наш альбом он вышел в 1994 году на кассете, и получил признание на Западе, что поспособствовало организации первого европейского турне в Польшу и Германию, записи лайв-кассеты и продолжению сотрудничества с “КОКА Рекордз”. Большие усилия для организации мероприятий приложил продюсер Сергей Мясоедов, он также выступал в качестве звукорежиссера на концертах в Польше и Германии.

Владимир Наконечный (сооснователь лейбла “КОКА”):

О «Фоа Хоке» я узнал благодаря Сергею Мясоедову из харьковской «Новой сцены». Заскочил факт, что группа из Чернигова и… украиноязычная! Но самое сильное впечатление произвели продуманная концепция и неврастенический вокал, естественно вписанный в ритмическо-музыкальную основу. Чувствовалась харизма «мастера церемонии» Дмитрия Куровского. Меня поразила и его откровенность этническими инспирациями, которые я услышал из демо-записей.

Дмитрий Куровский «Баланс» (1993)

Во время двухнедельного «Ukrainian Gift Tour’94», – продолжает Дмитрий, – Фоа Хока посетили три польских и шесть немецких клубов. Публика по-разному встречала украинский андеграундный бэнд (в маленьких польских городках чувствовалось напряжение, во время концерта в городке Отвоцк имело место беспорядки из-за антиукраинских настроений). Варшавское выступление было снято для польского TV-1. Также в Польше в 1994 году был снят первый клип на трек “Диа-Диаба”. Отзывы на него в основном были в польских издательских фензинах.

Видео на трек «Диа-Диаба» (1994)

«Высажу в воздухе дом своего товарища, превратится в пепел здание моей подруги…», «Луна где-то спряталась за деревом б…ддю» – эти суровые, но очень реалистичные образы запомни. ятались мне еще с тех пор. Это такая определенная рефлексия на дурное время?

Не удивительно, что в девяностых годах в Харькове была своя особая специфическая атмосфера: ”севки” (на «харьковском» жаргоне так называют мелких хулиганов и дворовую шпану , – ред.), ”транваи”, ”пиджаки”. Порой она была и опасна. Отсюда и проросли довольно дикие образы, агрессивные рефлексии и колорит марева в композициях Музыки без хозяина. Но и юмора, гармонии и драйва в альбоме тоже хватает.

Звучание этого альбома до сих пор актуально. Было ли у вас желание сейчас переиздать его на виниле или раскручивать через Bandcamp и другие платформы?

Материал альбома “Музыка без Хозяина” создавался во времена настоящего знакомства с миром. Из-за углубления в субкультуру, первые массивные дозы несовковой информации и свободы, культурный шок и, конечно же, молодость! (такое название имеет один из треков альбома – ред.).

Альбом был издан исключительно на кассетах, тиража давно нет. Конечно, надеемся, что этот бессмертный релиз когда-нибудь выйдет на виниле. Меценаты всех стран, присоединяйтесь!

Альбом «Музыка без Хозяина» на платформе Bandcamp

Фото предоставлены пресс-службой

Читайте также: СНЫ О НЕЧТО БОЛЬШЕ: КАК УКРАИНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ ПОДКОРИВАЮТ ЗАРУБЕЖНУЮ >

Также читайте