"Европейцы должны знать страшную правду об ужасе войны, которую Россия развязала в Украине", - именно такую задачу ставила перед собой Дарья Дрюченко, режиссер документальной ленты “Что дальше ?”. Больше подробностей о фильме, показ которого недавно состоялся на Киевском международном фестивале "Молодость", она рассказала в интервью."Что дальше?" - документальная лента австрийско-украинского производства, рассказывающего о жителях Харькова, которые в первые месяцы российской агрессии вынуждены жить на платформе метрополитена, чтобы спастись от обстрелов. Герои картины – обычные украинцы. Это семейная пара Олег и его беременная жена Татьяна: первые толчки ребенка женщина почувствовала, лежа на холодном полу в метро. Вторая героиня – преподавательница центра Монтессори Ольга, занимающаяся с детьми в подземке, чтобы уберечь их психику от ужасов войны. А еще – студент медицинского университета Сергей, несколько месяцев спасающий жизнь и обслуживающий полуторатысячную платформу людей. Каждый из них пытается выжить и ответить на вопрос: «Что дальше?»». >
Снимать кино во время войны - достаточно экстремальная задача. Какие трудности возникали в работе?
Когда ты как продюсер отправляешь свою команду в город Харьков, который ежедневно снарядами уничтожают российские войска, чувствуешь незаурядную ответственность за жизнь людей. Мне было тяжело морально: люди снимают кино под обстрелами, а я нахожусь в Вене, где все тихо и спокойно. Эмоционально трудно было каждый вечер просматривать отснятый материал, от которого просто разрывалось сердце. Дело в том, что два наших режиссера, которые планировали снимать это кино, на второй день после начала съемок ушли военкорами на фронт. Будучи ко-продюсером проекта, мне пришлось стать его режиссером. Заниматься режиссурой в режиме онлайн – ох как непросто. Каждый день оператор Руслан Богдан присылал мне материал, а я его пересматривала и прописывала правки. Добавлю, в это время я родила сына, поэтому делала это практически с младенцем на руках.
Расскажите, как вы совмещали материнство и работу над фильмом.
Это было очень сложно. В начале войны я была на последнем месяце беременности и чтобы родить ребенка в безопасном месте – уехала из Украины. А когда родила – начали проект. Работать над фильмом, когда у тебя на руках младенец, которому нужен четкий режим, как говорится, задача со звездочкой. Во время прогулок, пока сын спал в коляске, я максимально эффективно проводила время: смотрела материал и прописывала поправки. Была на постоянной связи с Виктором Придуваловым, режиссером по монтажу этого фильма. Каждую свободную минуту уделяла проекту. Работала даже во время кормления. Если бы меня в это время сняли со стороны – это еще было бы кино. (Улыбается.) Но я понимала для чего я это делаю. К тому же люблю свою работу.
Был момент, когда съемки были на грани срыва ?
Такой момент действительно был. К тому же, не один. Документальное кино – это не художественный фильм с четко прописанным сценарием. Здесь нет профессиональных актеров, которые должны выполнять поставленную режиссером задачу. В кадре – живые люди. Каждый день у них разное настроение, эмоции. Сегодня человек работает без проблем, а завтра может сказать: "Да, я больше не хочу сниматься". Так проблемы возникли с нашей героиней Ольгой. Она с удовольствием снималась в проекте, а вот ее муж и мама были не в восторге от нашей творческой команды, ведь нам приходилось снимать не только в метро, но и в доме ее мамы. Иногда мы были вынуждены снимать Ольгу в тот момент, когда ни мамы, ни мужчины не было рядом.
Что вас поразило во время съемок?
Меня поразил оптимизм людей. Несмотря на то, что они практически три месяца жили в метро и преодолели огромные трудности, все были положительно настроены и верили, что все будет хорошо. Честно говоря, даже я, находясь в безопасной Вене, была менее оптимистичной, чем участники проекта "Что дальше?".
Расскажите о поддержке австрийской стороны.
Австрийская сторона - это продакшн компания Sabotage Filmsи ее главный продюсер Гернот Шаффлер. Этот человек не только поверил в проект, Гернот очень хотел помочь украинцам. Австрийская компания взяла на себя все расходы на производство кино. Наша, украинская сторона, снимала и монтировала фильм. Постпродакшн: цветокоррекция, звук, музыка, титры – это тоже делали австрийцы. Сейчас Sabotage Films занимается активным продвижением фильма “Что дальше?< /span>” - отправляет кино на разные мировые кинофестивали. Фильм уже посмотрели зрители в Украине, на Киевском кинофестивале "Молодость". А еще мы планируем сделать большой показ картины в Вене для австрийцев. Потому что в первую очередь это кино снималось для европейцев, которые не знают, какой ужас творится в Украине. Моей главной задачей было рассказать правду о зверствах россиян, развязавших и продолжающих эту войну. Большинство европейцев до сих пор не осознают, какие страшные вещи происходят в Украине. Сколько человек погибло. Сколько всего разрушено.
Каким образом вам удалось привлечь к сотрудничеству известного украинского режиссера и клипмейкера Виктора Придувалова?
Сработало правило шести рукопожатий. Точнее одного рукопожатия (улыбается – прим.). Дело в том, что с Виктором Придуваловым работала моя коллега Евгения Шевчук. Именно она посоветовала мне обратиться к нему, как к человеку, который сможет полностью правильно изложить материал. Сделать из него настоящее кино. Когда обратилась к Придувалову - не сомневалась, что он смонтирует историю наилучшим образом. А когда мы начали работать, поняла, что это – мощный лидер. У него было собственное видение материала, поэтому между нами иногда возникали споры. И это круто, потому что в этих спорах рождалось что-то новое. И оно нравилось нам обоим.
Виктор Придувалов монтировал фильм в Украине?
Да, фильм монтировали в Украине. Причем, в тот период, когда Украина переживала блекауты, в городах и селах регулярно выключали свет. В октябре 2022 года процесс монтажа практически остановился. Когда свет появлялся – Виктор работал над фильмом. Добавлю, когда он видел мои правки, говорил: "Боже, когда я вижу такой объем правок - мне становится страшно". (Улыбается.) Мы прошли с ним непростой путь. Материала было очень много, но Виктор смог отсеять все излишнее. И я ему очень за это благодарна.
Увидит ли фильм широкий украинский зритель?
Очень на это надеюсь. Конечно, мы планируем прокат в Украине, но пока не говорили и не встречались с дистрибьюторами. Возможно, после “Молодости” на нас обратят внимание и предложат сотрудничество. Мы полностью открыты для работы.
Авторка: Татьяна Щербина
Читайте также: «НЕПОКОРЕНЫ. РАНЕНЫ»: НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ЖИЗНИ ГЕРОЕВ ВОЙНЫ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕННЫХ ТРАВМ
Больше от
- «Я работал на пределе возможностей… как и Шарль!»: Тагар Рахим о своем перевоплощении для фильма «Месье Азнавур»
- Пряничный домик: рецепт от поваров королевской семьи Великобритании
- Итальянский стиль жизни: Dolce Vita
- «Философия воина»: паралимпийская чемпионка Оксана Зубковская презентовала мотивационную книгу
- Какой рождественский декор выбирают разные знаки зодиака