В украинских кинотеатрах вышел документальный фильм-расследование «Евродонбас», который нацелен развенчать советские мифы и рассказать, что более 100 лет назад Донбасс был неотделимой составляющей европейской экономики Его продюсеркой стала Анна Паленчук, известная по работам над фильмами «Откуда куда» Мачека Хамели, «Мариуполис» Мантаса Кведаравичюса, «Номера» Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева, «Герой моего времени» Тони Ноябревой и других. Больше работы над картиной и взглядами на современное кино она поделилась в интервью Marie Claire.
Анна, расскажите о работе над фильмом «Евродонбас»?
Это уже мой третий фильм, над которым я работаю с Корнием Грицюком. Обожаю с ним работать! Корней – режиссер, который может очень понятно рассказывать массовой аудитории важные и интересные вещи. А мы хотели сделать фильм не артхаусный, не фестивальный, не авторский, а документальный, рассчитанный на массовую аудиторию. Которые показывают на Netflix, например. Потому что украинская документалистика, к сожалению, очень часто авторская и сложная для подавляющего большинства зрителей.
Как появилась идея фильма?
Я спродюсировала фильм «Заповедник Аскания», который для меня был очень важен. Поскольку я люблю этот заповедник и всегда считала, что там должен побывать каждый украинец. Когда я побывала в заповеднике, я узнала, что все это построил барон Фридрих Фальц-Фейн. Я еще тогда спросила себя: «А что немцы делали на Херсонщине?». Тема европейских поселенцев некоторое время меня не отпускала. Затем в разговоре с Корнием, всплыл интересный факт, что британец Джон Юз основал Донецк, родной город Корния. И мы много обсуждали и со временем совместно пришли к мнению, что эта тема заслуживает рассказать в документальном фильме. Так у нас и получился «Евродонбас» — фильм, переосмысливающий советский нарратив, будто бы развитие Донбасса – заслуга Советского Союза.
Выходит в «Евродонбасе» вы не только продюсерша, но и сосценаристка?
Для меня было очень важно. Я по ночам сидела и искала архивные документы, воспоминания, героев. В Украине, к сожалению, такой архив, проиллюстрировавший европейское прошлое Донбасса, никто не собирал. В Советском Союзе не было понимания культуры памяти. И потому это была изнурительная работа с уникальными документами из Великобритании, Германии, Бельгии.
Например, в фильме есть эпизод с коллекционером, который в Париже на барахолке случайно увидел винтажные ценные бумаги с надписями Дружковка, Лисичанск. Он заинтересовался происхождением документов и оказалось, что это старые акции донбасских заводов, построенных европейцами.
Зарубежных зрителей поражает то, с каким спокойствием дети говорят о войне. Впечатляет, с какой надеждой люди, которые садятся в эвакуационный бусик, и говорят, что скоро вернутся и будут делать ремонт дома. Эта сила человеческого духа и несокрушимость – это то, что мы и так знаем о себе. Но это то, что поражает иностранного зрителя. И это то, о чем нужно больше рассказывать.
Как были избраны герои фильма?
Их можно разделить на три категории. К первой категории относятся эксперты фильма. Например, философ и религиовед, кандидат исторических наук Игорь Козловский, который, к сожалению, недавно ушел за горизонт. Леонид Марущак – исследователь европейского наследия Украины 19-20 веков, и Донбасса, в частности. Лариса Якубова – доктор исторических наук. И другие. Вторая категория – архивные материалы. Мы анимировали 150 фотографий, и сейчас это выглядит как кинохроника. – очень круто и очень современно! И третья – современные жители региона. Мы снимали в Мариуполе, Лисичанске, Дружковке и Нью-Йорке в преддверии полномасштабного вторжения. Когда мы снимали в Нью-Йорке, это был крайний поселок на линии фронта, который уже тогда постоянно страдал от обстрелов россиян. Я никогда не забуду слова одной из героинь, которая говорила: «А я ремонт уже дома восемь лет не делаю, потому что Россия хочет прийти сюда. Начнется война, придется убегать, зачем ремонт делать? Сейчас она беженка.
А можете привести примеры, как европейцы были расселены по регионам?
Нью-Йорк – это немецкое наследие. Там жили немцы-менониты. Они были протестантами, их притесняли в Германии и Голландии, и они были вынуждены бежать и искать лучшей жизни в то время российской империи.
В Дружковке жили французы, они построили в городе французские предприятия и заводы, многие из которых работают по сей день. В Лисичанске мы снимали бельгийское наследие. Ведь Лисичанск был полностью бельгийским городком в начале прошлого столетия. В Мариуполе снимали завод Ильича, построенный американцами. К сожалению, сейчас завода нет, его полностью разрушили россияне.
«Евродонбас» был представлен на международных кинофестивалях. Как эту историю воспринимают европейцы?
Фильм открывает для них новую страницу Донбасса, и понимание этого региона. Потому что Донбасс у всего мира ассоциируется только с войной. Мы показываем его зеленым и живописным, историческим и совсем не индустриальным.
Анна, вы также являетесь украинской ко-продюсершей фильма< strong> «Откуда куда» польского режиссера Мачек Хамела, спасавшего украинских беженцев во время полномасштабного вторжения. Фильм попал в этом году в Канны, будет показан в Украине. Властвует мнение, что европейцы устали от войны, и нужно искать новые формы выражения, чтобы говорить о ней в кино. Что вы думаете на этот счет?
Я согласна. Наша война – не первая, которую изображают в кино. До нас была Сирия, в Сирию – Афганистан, еще раньше Балканский регион. В принципе, в кинематографе постоянно представлены фильмы, в которых война является ключевым событием. Нам нужно искать новые эксклюзивные истории и необычные ракурсы подачи. В прошлом году на Международном кинофестивале в Торонто был представлен фильм Swimmers, он есть на Netflix. Это игровое кино о двух девочках, профессиональных пловчихах, бегущих из Сирии во время войны. Они долго добираются в Германию. И одна из них принимает решение продолжить тренировку и в конце концов попадает на Олимпиаду. Это мощная и светлая история, которая будет понятна зрителю в любой части света. Именно поэтому этот фильм есть на Netflix, и он успешен. В фильме девочки не говорят о войне, а говорят о своей жизни. Войны нет в кадре, но она есть фон этой истории.
Фильм «Откуда куда» Мачека Хамели о войне, но также он и о силе человеческого духа, и о надежде. Это важный фильм. Ибо зарубежных зрителей поражает то, с каким спокойствием дети говорят о войне. Впечатляет, с какой надеждой люди, садящиеся в эвакуационный бусик, говорят, что скоро вернутся и будут делать ремонт дома. Эта сила человеческого духа и несокрушимость – это то, что мы и так знаем о себе. Но это то, что поражает иностранного зрителя. И это то, о чем нужно больше рассказывать.
Чему будет посвящен ваш новый проект?
«На данный момент с Корнием Грицюком мы уже приступили к работе над документальным фильмом «Мемо-94». О ядерном разоружении Украины и Будапештском меморандуме. Согласно этому меморандуму россия просто забрала себе ядерные боеголовки, ракеты и другое оружие, из которого сейчас нас обстреливает. Я считаю, что мир должен больше знать о меморандуме, согласно которому нам гарантировался мир, и который с остальным привел к великой войне. И это будет новый взор на войну. И, думаю, это будет интересно иностранцам.
Украинцы, чьими реалиями являются новости о войне, имеют предвзятое отношение к фильмам о войне. Какое кино вы посоветовали посмотреть, чтобы изменить это мнение?
Фильм «Мы не угаснем» Алисы Коваленко о едущих в Гималаи подростках из Донбасса.
По вашему мнению, какой антивоенный фильм выполнил свою миссию и повлиял на общество?
«В лучах солнца» Виталия Манского. Это фильм о Северной Корее. Во-первых, он очень эстетически снят. Во-вторых, ужасная действительность жителей этой тоталитарной страны стимулирует зрителя начать ценить демократию, свободу слова, свободу передвижения и т.д.
А также фильм «Мариуполис» Мантаса Кведаравичюса, который я продюсировала также. Фильм сняли в 2015 году, в Сартане – это маленький греческий поселок, в 10 километрах от Мариуполя и в 10 километрах от Широкино, где в то время проходила линия фронта. Мантас показал, как Мариуполь живет между войной и миром. Это, наверное, самый мощный из фильмов, которые я когда-либо продюсировала. Тогда, к сожалению, Европейский Союз и другие государства ничего не сделали, чтобы остановить эту проклятую российскую войну. Потому война пошла дальше. Я считаю, что военные фильмы вносят свою лепту, но, к сожалению, благодаря фильмам мы не закончим войну.
Анна, что вам помогает не отчаиваться?