Краткометражная лента «Неограненные» — вторая работа украинской продюсерши, сценаристки и шоуранерши Ксении Бугримовой.
Фильм «Неограненные» был полностью снят на острове Шри-Ланка во время локдауна, а большинство съемочной группы и актеры — корни ланкийцы. Фильм освещает немало важных проблем современности, в том числе нелегальную добычу драгоценных камней на острове.
Съемки пришлись на почти самое начало пандемии? Они были запланированы или возникла идея уже во время?
Идея фильма «Неограненные» была создана уже во время локдауна, когда наша команда застряла на острове из-за пандемии во время съемок другого полнометражный фильм на Шри-Ланке. На острове был строгий локдаун, могли даже арестовать за выход из дома. А когда творческих людей закрывают в четырех стенах – ждите новых фильмов. Поэтому с оставшимися со мной на острове было решено что-то создать – и мы решили написать сценарий нового фильма и собственно, впоследствии снять его.
Тема фильма поднимает вопрос нелегального произведения драгоценных камней. Какие именно камни добывают на Шри-Ланке?
На Шри-Ланке в целом добывают любые камни – сапфиры, практически всех видов, включая такие редкие виды как звездчатый сапфир , также опалы, рубины, гранаты, хризалиты, то есть практически все камни.
С давних времен Шри-Ланку называют островом драгоценных камней, так как здесь находят от 40 до 85 их разновидностей, которые, по слухам, залегают в недрах почти 90% территории острова. Во времена арабов-торговцев остров назывался «Серендип» или «остров драгоценных камней». Вообще слово «серендип» происходит от слова серендипити, что означает способность случайно совершать удачные и непредвиденные открытия или более кратко – способность неожиданно удивлять. Многие мореплаватели приезжали на остров за благородными металлами и драгоценными камнями, украшавшими короны и хранившимися в сокровищницах многих королей и султанов. Под именем «Серендип» Шри-Ланка вошла в рассказы о Синбаде-мореходе, который дважды посещал Шри-Ланку. Также в рассказе «Тысяча и одна и ночь» известно, что сам царь Соломон преподнес в подарок царице Савской рубин, привезенный из Шри-Ланки. Известный путешественник Марк Поло видел рубин, толщиной в человеческую руку, украшавший дагобу Руванвели в Анурадхапуре.
Но королем Шри-Ланки, без сомнения, считается сапфир. Известный синий сапфир «Голубая Красавица», украшающий английскую корону, и так же сапфир «Звезда Индии», выставленный в музее Нью-Йорка, родом из Шри-Ланки, а именно из города Ратнапура, издавна являющегося важным центром добычи драгоценных камней.
Какие драгоценные камни можно увидеть на Шри-Ланке? Прежде всего, сапфиры, разновидностей которых оказывается достаточно много: голубой (от темно синего до бледно голубого), оранжевый, розовый, желтый, белый, а так же звездчатый сапфир. Красный сапфир, более известный как рубин — один из королей Шри-Ланки вместе с его разновидностью – звездчатым рубином. Есть так же гранаты, которые бывают настолько разнообразными, что даже вообразить трудно: эссонит (оранжево-коричневый), альмандин (огненно-красный), родолет (бледно-красный), спесартит (коричнево-красный), желтовато-красный гранат. А также зеленовато-желтый александрит, кошачий глаз, лунный камень (светлый полупрозрачный с голубыми бликами), аметист, аквамарин, берилл, топаз (чаще желто-коричневый), циркон, турмалин (золотисто-желтого или зеленоватого цвета), зелёный цвет. span>
Учитывая все проблемы, к которым приводит добыча камней на острове, эта тема не очень активно освещается, ведь это фактически разрушает остров. >
Конечно, не все камни добываются нелегально. Есть и государственные и утвержденные шахты. В любом случае я считаю, что важнее выкупать те камни, которые уже были добыты, ценить старые камни. Не добывать новое, а скорее повышать стоимость старика в плане переработки каких-то старых украшений, выкупая их из ломбардов, и делая так называемый recycle. Почему тема не поднимается? Собственно, потому, почему не вышли все электромобили и почему не отказались от добычи нефти, почему не отказались от многих других вещей. Это просто экономически и политически кому-то не выгодно.
В фильме всего два украинских актера, все остальные местные. Также актеры или просто местные жители, которым было предложено принять участие в съемках?
В фильме местные жители только сами мастера-добытчики, которые были в реке. Это, собственно, те самые простые работяги, которые добывают камни. Все остальные, кроме двух детей-дебютантов — профессиональные актеры, которые снимаются в ланкийских фильмах и сериалах. У нас прекрасный кастинг-директор, с которым мы уже работаем в двух проектах. Он найдет любого актера любой национальности под любой запрос. Это просто невероятно круто, обожаю его. И вообще, Рами большой привет.
Знали ли местные жители о нелегальной добыче камней?
Да, часть региона так живет, это как в Украине частично нелегальная добыча янтаря. Многие ланкийцы обычно не знают стоимость камней, которые они добыли. То есть они разбираются, что это за вид камней, но какова его стоимость, они не знают. Это уже становится известным после огранки и оценки. А работяги так и живут за чертой бедности.
Почему фильм называется «Неограненные»? Это метафора или речь о фактически неограненных камнях, которые добывают ланкийцы?
Есть два значения фильма «Неограненные». Первое значение – это метафора, потому что у детей неограненные души. Они рождаются дикими, естественными, такими, как их задумала природа и Господь. А потом родители их шлифуют в соответствии с огранкой, которую они себе видят – хотят огранку ашер или кушон. То есть вопрос в том, нужна ли иногда огранка ребенку, ведь неудачная огранка иногда портит камень. Бывает, камень прекрасный, а огранка неудачная – вот такая тоже бывает. Второе значение — это то, что в фильме «Неограненный» камень — образ, который переходит сначала от реки к местному рабочему, который отдает его под давлением так называемому «белому лорду», который хочет использовать его в собственных манипулятивных целях. Мальчик возвращает его девочке, а девочка соответственно бросает камень в реку. Это такой полный цикл жизни этого камня. В течение всего фильма он является метафорой того, что все мы выйдем из воды и уйдем в воду.