Закрыть
UA
Жизнь

Режиссер не по специальности, а по призванию: три истории

Поделись:

Кристофер Нолан, Питер Джексон, Квентин Тарантино, Терри Гиллиам — этих выдающихся режиссеров объединяет тот факт, что у них нет профильного режиссерского образования. Так же как и героини нашего материала — режиссер Жанна Озирная, Анастасия Бабенко и Светлана Лищинская.

Спросили их, где учились, кем мечтали стать, как попали в кино и какие дальнейшие планы.

Жанна Озирная, режиссер

Образование: тележурналистика

Училась в Киевском международном университете на факультеты журналистики на тележурналистике. Моя первая работа была по специальности — журналисткой проекта «Между нами» о национальных меньшинствах Украины на Первом национальном (сейчас Общественное). Я сразу начала с больших телеформатов и длительных командировок. Это был мой 4й курс. 

В 2013 году я переехала во Львов и некоторое время волонтерила на кинофестивале, просматривала и отбирала короткие фильмы для показов. Через пару лет, когда мы все немного пришли в себя после Революции, захотелось рассказывать собственные локальные истории, ведь в то время 95% короткометражек были из Киева и о Киеве. Мы с директором кинофестиваля Wiz-Art решили снять фильм собственным ресурсом. Собрали деньги, подключили друзей, нашли технику. Мы хотели сделать что-нибудь простое и актуальное.

На тот момент во Львове активно строили велодорожки, поэтому я написала диалоговый сценарий о велосипедистке и водителе. Фильм назывался «Первое собеседование», он был наивным, но действительно довольно симпатичным и по-хорошему смешным. Я почувствовала, что даже если сейчас не все удается, то это только вопрос практики, потому что общий принцип «как это делается» я поняла. Надя Парфан пригласила меня отправиться на фестиваль кино и урбанистики 86 в Славутиче. Это был мой первый фестиваль, первый показ и первый опыт общения со зрителями.

Моя учеба — это практика, слушание лекций, просмотр фильмов, участие в воркшопах. В моей фильмографии 5 короткометражек, несколько видео эссе, один тизер полнометражного метра, все снятые по моим же сценариям, я тоже сама монтирую (за исключением фильма «Взрослый»). Учусь на собственных ошибках, это самый быстрый способ понять, что ты действительно можешь. Постоянно подаюсь и участвую в международных мастерских, платформах, кинорынках — сценарных, киношных, образовательных, скриптдокторских.

Я люблю слушать ютуб-лекции о сценаристике (англоязычные бесплатные 15-минутные видео легко могут вам заменить платные полуторачасовые лекции вживую). Это непрерывный процесс, который должен продолжаться до конца жизни. Как-то финально и окончательно «научиться» режиссуре невозможно.

Пока готовлюсь к своему дебютному полнометражному игровому фильму «Нижний горизонт». Съемки пройдут в августе-сентябре 2022 года в Горишних Плавнях и Славутиче. Это история, исследующая вопросы взаимосвязей коллективной и персональной памяти.

Processed with VSCO with 3 preset

Образование: металловедение и термическая обработка металлов

Я училась по специальности «Металловедение и термическая обработка металлов». В Мариуполе на тот момент было одно единственное высшее учебное заведение, а мои родители считали, что не важно какое образование, главное высшее и приводили пример Жванецкого и Макаревича. Институт я окончила в 1991 году. В это время по всей стране стали открываться небольшие коммерческие телеканалы, показывавшие пиратские фильмы. Чуть раньше, в 1990 году, произошло событие, определившее всю мою дальнейшую жизнь — я приняла участие в пилотном выпуске телевизионного шоу «Любовь с первого взгляда».

Съемки проходили в Англии в Ноттингеме на студии Sky Television. Это был такой космос для советской девочки, что у меня появилась мечта стать частью этого космоса. Институт я уже заканчивала, и как только узнала, что в нашем городе появилось телевидение, пошла работать туда. Это была работа мечты! Я должна была целыми днями смотреть в это невиданное кино, определять жанр и наличие мата и эротики. И мне за это платили деньги. Я изучила такие экзотические фамилии как Верховен и Земекис, и за первые три минуты фильма могла определить какой у него жанр, кстати до сих пор не ошибаюсь.

Режиссером я не стремилась стать, все было слишком постепенно. Я работала журналистом, писала сценарии телепередач, в какой-то момент, когда я долгое время была без работы, появилась вакансия режиссера и я соврала, что я режиссер, меня взяли. Но режиссер на телевидении и режиссер в кино это совершенно разные профессии. Потому о кино я даже не задумывалась. Когда я осталась надолго без работы, появилась возможность принять участие в съемках документального альманаха «Невидимый батальон», искали женщин-режиссеров. Я уехала на войну и мы сняли две новеллы о женщинах-снайперах. Это был мой первый киноопыт, и передо мной открылись горизонты бесконечных творческих способностей, которые открывает кинематограф. Пришлось честно признаться, что я хочу делать кино, и я начала учиться.

Сейчас я работаю над созданием полнометражного фильма «Гудбай, фэшн!» по собственному сценарию о моменте своей жизни, когда я ушла с телевидения, опять же надолго осталась без работы и пошла работать в комиссионный магазин. Это история о страхе быть собой, о выгорании и о том, что мир гораздо интереснее, чем мы о нем думаем.

Читайте также: Артпроект «Диабет не приговор»

Анастасия Бабенко, режиссер

Образование: переводчик с английского и немецкого языков

С подросткового возраста я мечтала стать журналисткой, но послушалась родителей и сначала выбрала переводческую специальность. На втором курсе я принялась подрабатывать в рекламном агентстве. А после окончания бакалавриата все-таки собрала волю в кулак и поступила в Могилянскую школу журналистики, на магистерскую программу. Эти два года оказали большое влияние на меня и во многом изменили. 

Никогда сознательно не думала о том, что хочу быть именно режиссером. Это просто со мной произошло. В Могилянке у нас был курс по документалистке, после которого все влюбились в кино. Я училась вместе с Катей Горностай, Катей Возницей, Викой Хоменко, Алиной Сугоняко. Мы тогда смотрели многие фильмы, говорили о них, это была некая коллективная эйфория и сила момента. После выпуска я начала работать в телевизионных новостях, но впоследствии стало ясно, что в формате двухминутных сюжетов мне тесновато. Всегда хотелось сказать немного больше.

Я все сильнее влюблялась в людей и их истории, записывала себе какие-то смешные фразочки из бытовых разговоров, начала фотографировать. С одной стороны, я пыталась смотреть много фильмов, а с другой — работать с реальностью. Для меня классной подготовкой стала работа на телевидении. Я объездила полУкраины, познакомилась с сельскими учителями, политиками, кондитерами, певцами — Август Зандер мог о таком только мечтать. Я видела, как люди радуются, лгут, хоронят своих детей, борются за справедливость, побеждают болезни, проигрывают суды. Это была эмоциональная мясорубка. Обо всех этих вещах я научилась писать простыми словами. И этот принцип мне очень помог. Я так долго все это носила в себе, что в какой-то момент стало просто невозможно не признаться: я хочу делать кино. Пожалуй, можно было по-прежнему догадаться, но I’m a late bloomer. 

Мой первый фильм — короткометражная лента «Пелечный торт», съемка которого состоялась при поддержке UN Women. Это история о молодой паре на следующий день после рождения ребенка. Меня вдохновило появление племянника. Когда сестра родила ребенка, я приехала к ней в роддом и немного поснимала первый день жизни нового человека. Я посмотрела на эти видео спустя три года и поняла — из этого может выйти кино. О близости, страхе и взрослении. 

Сейчас я живу между Сиэтлом и Киевом, поэтому хочется попробовать снять короткий англоязычный метр. Меня не отпускает одна идея, связанная с бикини-баристом. Есть такая фишка у штата Вашингтон – киоски, где женщины продают кофе в нижнем белье. И хотя Сиэтл – очень либеральный город, вокруг этого явления существует много хейта. Я вижу пространство для исследования одиночества и женской сексуальности.