Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: композиторы Роман Григорив и Илья Разумейко о новой опере GENESIS

Поделись:

В Музеи Ханенко состоялась премьера оперы GENESIS от лаборатории современной оперыOpera Aperta. О новой украинской опере, современном искусстве рассказали композиторы Романа Григорива и Илии Разумейко в рубрике Small Talk.

>

Несмотря на войну, команда Opera Aperta продолжает работать в Украине и активно гастролирует за границей. Из вашего опыта: язык искусства универсален?

Тот жанр, в котором мы работаем, современная опера и музыкальный театр достаточно универсален по своему языку. Для постановок наших опер за границей не нужны даже субтитры, как в классической опере. В нашей работе мы полагаемся на принципы Антонена Арто, искренне считавшего, что театр не должен быть бледной копией литературы, и критиковал «инсценированные пьесы». Чем дальше мы от шаблонного разговорного театра – тем ближе к универсальности на сцене.

Зрители за границей понимают смыслы, которые Вы вкладываете в постановки?

Да, и мы надеемся находить какие-то другие, неизвестные нам, которые появляются из сочетания их и нашего художественного и жизненного опыта.

Роман Григорив

С какими вопросами они к вам обращаются после спектаклей?

В этом сезоне обычно спрашивают об Украине и выражают слова поддержки. В опере Чернобыльдорф много видео-сцен, которые снимались в ландшафтах, которые стали теперь зоной боевых действий (Зона отчуждения, Каховское водохранилище возле Энергодара, южные окрестности Кривого Рога и т.д.). Поэтому мы говорим и о войне, и об украинской географии, и о русском колониализме, в его историческом измерении. Также открытием для нас стало то, что в мире еще пока не общеизвестна бандура как инструмент (она есть у нас в составе оперы Чернобыльдорф). По крайней мере, на том уровне, как шотландская волынка, или же индийские ситар. Все наши зрители, особенно музыканты очень интересуются и после перформансов подходят спросить, что же это за инструмент.

Илья Разумейко

Как вы думаете, какая миссия полагается на искусство во время войны?

В случае конкретно сегодняшней войны – а это типичная имперско-колониалистическая и геноцидная война со стороны РФ, украинское искусство нужно для того, чтобы люди в Европе и Америке по крайней мере знали что мы существуем. Легко пережить смерть человека, о котором ты ничего не знаешь. Никто в Европе не знал в принципе, кто такие чеченцы или что такое Грузия и Сирия до начала этих войн, поэтому Путин мог безнаказанно убивать этих людей тысячами, без особой огласки, параллельно отравляя европейский политикум своими коррупционными схемами. Именно поэтому одна из миссий искусства сейчас – и говорить о существовании Украины во многих измерениях, и переосмысливать ужасные ошибки и преступления прошлого (Милан Кундера называет это «место истории искусства просто истории»).

Какое антивоенное произведение искусства вы считаете шедевром?

Среди важных антивоенных произведений можно отметить постановки Living Theater в Нью-Йорке, которые они делали во время Вьетнамской войны. В случае с «антивоенным» искусством трудно говорить о «шедеврах», поскольку, особенно в 20-21 веке искусство, говорящее о войне и против войны, переходит в другую плоскость эстетического измерения, где речь не идет о шедеврах. Во время монтажа оперы в музее мы как раз вспоминали фильм “Груз-200” Балабанова (извините за упоминание русского искусства) – и пришли к выводу, что это кино не антивоенное, а просто рафинированное национальное русское, которое в полной мере передает российскую идентичность.

С антивоенным искусством Европы тоже существует определенная проблема, поскольку оно существует последние годы, как часть очень много и сытого общества, использующего материал из зоны военных действий для подпитки своих эмоций. Люди приезжают на Каннский кинофестиваль или на Венецианский биеннале не для того чтобы остановить войну, а для того чтобы насладиться „high art“ и хорошо провести время, и потому любое искусство, позиционирующее себя как “антивенное”, и одновременно, чтобы быть услышанным пытается встроиться в европейский фестивальный или культурный контекст обречено нести в себе значительную долю условности и лицемерия.

Фото с премьеры оперы GENESIS в Музее Ханенко, автор — Юлия Остроушко.

Читайте также: SMALL TALK: ХУДОЖНИЦА ПО КОСТЮМАМ ЛЕСЯ ПАТОКА О НОВОМ ПРОЕКТЕ ЗАПАЛ