Алексей Коган — один из крупнейших украинских знатоков музыки и очень хорошо умеет рассказывать разные истории на языке джаза. За свой долгий профессиональный путь он собрал многие из них, связанные с концертами, фестивалями, встречами с выдающимися музыкантами и их композициями. Некоторые он рассказывает на своих радиоэфирах, а некоторые во время концертов – таких как «Джазовые истории», которые можно будет послушать уже этой осенью. Культовое киевское заведение Saint Bar представит серию вечеров «Джазовые истории с Алексеем Коганом» и JAZZ in KYIV BAND. Концерты будут проходить раз в месяц, начиная с 25 октября. О музыке и новом проекте он рассказал журналистке Кристине Цап.
Как возникла идея проведения серии вечеров «Джазовые истории с Алексеем Коганом»?
Основной мотивацией является огромное счастье для любого музыканта проводить концерт во время войны. Константин Мишуков предложил проводить серию вечеров «Джазовые истории» раз в месяц, и мы надеемся играть так, чтобы ни в одном выступлении не было повторений. Наша идея отличает нас от других уникальностью подхода. Во-первых, я, как пожилой человек, мог еще познакомиться с кучей талантливых музыкантов, которые уже не с нами. Я понимаю, что многие интересуют не только музыкальные достижения артиста, но и то, какая он личность за кулисами, какими ценностями живет, что его вдохновляет и делает счастливым. Эта идея дала толчок создать джазовые истории. Музыка говорит сама за себя, мы научимся понимать блюз лучше, мы попытаемся доказать, что музыку можно увидеть.
Как вы выбирали композиции для этих концертов?
Мы предпочитаем композиции, о которых люди знают меньше. Мы не играем так называемые джазовые стандарты. Если мы решаем сыграть их, то ставим перед собой задачу переосмыслить и аранжировать их так, чтобы слушатель чувствовал суть и открывал для себя что-то новое. В мире джаза существует такая аксиома, что если ты играешь одну и ту же песню так, как все, тебя обманывают.
Какая музыка играет в вашем плейлисте сейчас?
«Андата» Рюити Сакамото моего любимого японского композитора. В последнее время я понимаю, что музыка, которую мы исполняем, не обязательно должна быть джазом. В 21 веке музыка пересекает жанровые границы: это импровизация, которая может взаимодействовать с элементами народной или поп-музыки, а также больше. Это может быть что угодно. Однако, что касается «Андата», эта композиция остается для меня символом невыполненной мечты. Со смертью Рюити Сакамото умерла моя надежда привезти его в Украину, мы уже были в одном шаге от его концерта, но из-за ковида и его онкологических осложнений эта мечта осталась нереализованной.
Как вы видите будущее джазовой музыки в Украине?
Никак, я вам сразу скажу. Никак я не вижу. Я очень люблю композитора Телониуса Монка, которого спросили, куда идет джаз? Он ответил: «Откуда я знаю, куда он идет, может, он идет в жопу». Мне кажется, будущее джаза заключается в сочетании джазового языка и культуры с другими стилями: народными, классическими, рок-музыкой, языком поп-музыкантов. В моем словаре совершенно нет такого слова, как «попса». Это не уважение популярной музыки или массовой культуры. Наша задача – сделать так, чтобы люди, не слушающие джаз, врастали в него из популярной музыки, как ребенок из коротких штанишек.
Авторка интервью: Кристина Козел
Читайте также: SMALL TALK: ДЖАМАЛА О УЧАСТИЕ В ФИЛЬМЕ «Вкус вкуса»