В Вене завершилась девятая ярмарка современного искусства viennacontemporary, около 15 000 посетителей из Вены, Австрии и со всего мира съехались к историческому Курсалону в Штадтпарке, чтобы увидеть всего 62 галереи из 20 стран. В этом году Украину достойно представили галереи The Naked Room с выставкой Люси Ивановой и Voloshyn Gallery с групповым проектом Николая Ридного, Никиты Кадана и Влады Ралко. С Яной Бариновой, директором по развитию у viennacontemporary и менеджером проектов European Policies and Ukraine в ERSTE Foundation, мы поговорили о viennacontemporary 2023 и его будущем, а также о продвижении украинской культуры в Вене.
Как вы чувствуете роль посла украинской культуры в Вене?
Я не являюсь послом украинской культуры. Амбасадоркой нельзя стать по собственному желанию – кто-то, имеющий соответствующие полномочия, должен поручить тебе представлять государство или его культуру. В Вене я беженка, вынужденная переселенка, работающая в Erste foundation и viennacontemporary. Конечно, я постоянно ищу людей и проекты, которые усиливают культурную евроинтеграцию Украины и мои обязанности в обеих организациях значительно шире.
Поделитесь своими впечатлениями с этого года на viennacontemporary. Какие моменты были особенно важны для вас?
Это даже не впечатление – это одно сплошное вдохновение. За неделю ярмарку посетили 15 000 человек. Не последних, как говорится. Среди них просто приятно находиться. Не хочу и не могу выделить что-то одно (хотя это, конечно, STATEMENT), ты попадаешь в среду, где искусство существует в идеальных условиях – среди людей, для которых оно делается и для которых оно жизненно важно.
>
Искусство и культура играют важную роль в единении людей из разных стран. Как viennacontemporary способствует этому процессу через STATEMENT приложение?
СТЕЙТМЕНТ в формате панельной дискуссии задает тон ярмарке в целом. Напомню, что эта составляющая в программе одного из самых престижных мировых арт-событий впервые появилась в прошлом году и называлась «STATEMENT: Ukraine». В настоящее время это моя самая институциональная, если так можно сказать, победа как менеджера культуры.
Несмотря на отсутствие в этом году в названии «Украины», и тема дискуссии, и состав спикеров в значительной степени определяется нашей войной. Над ее текущими и будущими последствиями в мире думают все, кто вообще думает. Поэтому к дискуссии привлечены интеллектуалы из США (R.C. Baker), Голландии (Luiza Bialasiewicz), Франции (Niccolo Milanese), Австрии (Oliver Ressler, Dessy Gavrilova, Martin Selmayr), Украины (Екатерина Мищенко).
Для меня «политическая беспризорность и временное гражданство» является логичным (и отмечу, очень печальным) продолжением прошлогодней фотовыставки SPALENA, только что завершенной в Альпбахе экспозиции FRACTURED FUTURE и, собственно, и всех других моих проектов.
Так же и с влиянием. Мне нравится считать, что в этом мире все влияет на все. Взмах бабочки в Японии может вызвать извержение вулкана в Исландии. «Искусство», «общество», «политика» для меня равнозначны составляющие человеческого бытия, обобщения, объединяющие миллионы очень разных людей, безусловно влияющих друг на друга не меньше, чем бабочка в Японии.
>
Расскажите о планах на следующий год?
Планы большие и интересные. viennacontemporary в следующем году переезжает на новую локацию – гораздо больше. Расширение выставочной площади – давно ожидаемый шаг в развитии ярмарки. Галерей станет вдвое больше, соответственно, станет больше художников, которых сможет увидеть посетитель. В общем, переезд должен сделать событие более user-friendly во всех смыслах, от количества художественных работ до сопутствующих сервисов – детской площадки, лаунж-зон и т.д. Мы делаем все для того, чтобы зритель проводил у нас больше времени и проводил его более комфортно.
Продолжится сотрудничество с компанией Meta, владеющей Facebook и Instagram. В этом году у нас был общий проект viennacontemporary Activation. В следующем планируется сделать акцент на эмерсивных практиках, детали я пока не хочу разглашать, но будет увлекательно. Ну и в связи с переездом viennacontemporary-2024 начнется на неделю позже, поэтому записайте себе.
Почему украинским галереям важно участвовать в международных ярмарках искусства?
Хороший вопрос. Наверное, потому, что на международной ярмарке галерея может продать что-то из своей экспозиции и таким образом оправдать свое существование. Галерея – это посредник художника и потребителя. Ярмарка – это место, созданное для того, чтобы посредник мог работать максимально эффективно. С этой целью он тщательно отбирает галеристов и приглашает соответствующую ЦА. В случае с viennacontemporary это элита мирового арт-рынка. Попадание в поле зрения этих людей может определить всю дальнейшую судьбу и галереи, и художника. Поэтому я надеюсь, что украинских галерей в следующем году на viennacontemporary будет больше.
Читайте также: SMALL TALKS: ОЛЬГА ТЕРЕФЕЕВА, СОТОСОСНОВНИЦА KYIV MODERNISM