Закрыть
UA
Жизнь

Составлены под звуки сирен и взрывов: новые digital-правила по которым существуют арт, культура, бизнес

Поделись:
Как в условиях военного положения в Украине развивается культура, бизнес, и почему война ведет к полной диджитализации этих сфер исследует fashion-журналисткаКсения Ковалева.

NFT-коллекция Vlandalz for Ukraine, запущенная Владимиром Кличко и WHISBE при поддержке Красного Креста и Unicef.

Еще во времена пандемии коронавируса мы усвоили: отдаленная работа – всему голова, офис – уже немодно, лучшая команда – та, которая имеет внутреннюю мотивацию и, вообще, учебник по маркетингу 1974- го года более неактуален. Тогда украинскому бизнесу пришлось повсеместно использовать диджитал-дары нашего государства и адаптироваться под новую реальность. Не прошло и пяти лет, когда мы встретили войну. Она несомненно делает нас сильнее, сплачивая народ вокруг единой идеи победы Украины в жестокой войне за независимость и жизнь. Война однозначно стала источником вдохновения для творцов во всех областях: художников, дизайнеров, писателей и фотографов. Как это обычно и бывает, культура наполнилась жуткими кусочками "заметок" о войне. Оставляли их все как могли: кто-то статьями в журналах, кто-то на страницах книг, кто-то фломастерами на листах А4. Но мы стали больше творить. Мы работали во благо армии и государства не покладая рук с первых дней боевых действий. И теперь, когда вот уже четыре месяца Украине противостоит незваному "российскому миру" можно поговорить о том, как живет бизнес в нынешних реалиях и нужен ли нам новый "антикризисный" набор в арсенал.

Что с бизнесом?

Если в начале войны мы боялись того, что это дорогостоящее мероприятие окажется нам не по карману, сегодня можно легко заметить каким устойчивым и смелым оказался отечественный бизнес. Как минимум, Киев, Львов, Одесса и Днепр работали почти полным где-то с середины марта. Как максимум, даже в Харькове и Запорожье открыто до 40% развлекательных заведений и создаются новые рабочие места.

Война побудила людей регистрировать официальный бизнес и платить налоги, поскольку за ее время в Украине было зарегистрировано 51 000 новых бизнесов.

Новые идеи и новые возможности приходят. Более того, сами украинцы сегодня рассматривают войну как поле для роста – например, Киев стал популярен на международной арене благодаря военным действиям и освобождению города, теперь туда приходят инвестиции и даже открываются международные компании, заинтересованные в улучшении имиджа за счет сотрудничества с "украинским" . Львов и другие города Западной Украины встретили мигрантов со всей страны и смогли заметно развить ресторанно-гостиничный бизнес, а также переманить текстильную промышленность и образовательные учреждения. Одесса преодолела мины на пляжах и продолжила работу с торговлей через порты, обеспечивая Украину стратегически важными поставками сырья. А Харьков открыл при этом новые благотворительные фонды, организации и рестораны.

Обложка сборника украинских треков Khvylia Records. Фото: instagram/khvylia.records

Война разрушила много рабочих мест и те компании, которые так и не смогли приспособиться к новым реалиям, где работать лучше удаленно, где команда может быть разбросана по миру, где менеджер всегда на страже порталов новостей и всегда думает на три шага вперед "на случай кризиса" и где даже четвертый и пятый годы работы воспринимаются как первые недели, когда думать приходится по полной. Но при этом рынок труда заметно растет, создаются рабочие места и компании нанимают еще больше сотрудников, чем до войны, считая это бравым делом спасения экономики.

Мы делаем новый бизнес по всем канонам "Силиконовой долины". Даже появляются мобильные модульные поселения типа проекта VsimDim, который дарит дома людям, потерявшим жилье. Пространство для переселенцев Hutir от кайтиров из школы Spot Guide. Запускаются новые украинские лейбли как та самая “Волна”, которая родилась в войну и стала примером зарождения нового времени в истории украинского бизнеса . Открываются пиар агентства и рекламные компании, которые заточены под работу с “украинским”, как и “пиåрнâя ”, которая работает над диджитализацией и адаптацией украинцев во всем мире к новой реальности. Если раньше все мечтали получить как можно больше иностранных клиентов и повысить рейты, зарабатывая доллары, то сегодня украинский бизнес сплотился. Конкуренция сменилась нетворкой и взаимопомощью в мире, где кофейни поставляют друг другу зерна и технику, а магазины продают бывшим конкурентам товары для того, чтобы "выжить и развиваться".

Фото: instagram/vsimdim

Как живут культура и искусство?

В то же время заметно развивается украинская культура и искусство. Пока российские выставки бойкотируют по всему миру и аукционы говорят о возвращении лотов, украинские творцы проводят благотворительные вечера в столицах Азии, Европы и американских мегаполисов.

Почти все украинские дизайнеры запустили благотворительные коллекции и выпустили тематические изделия на тему "Украинского единства". Появилось множество новых художников, города заполонила пресса и даже правительство начало принимать крипто-пожертвования потому, что все те, кто так хотел помочь государству и родной культуре, начали создавать NFT-коллекции. Вроде брендов FROLOV, GUDU. Например, GUNIA создали тематические иллюстрации с объединением библейских мотивов, лучших цитат войны и элементов из собственных коллекций. Ann October представили рефлексию на тему войны и моды, IENKI показали фотографию экспедиции на Антарктике в куртках бренда, а GUDU создали 3D одежду в украинских тонах.

NFT-коллекция FROLOVHEART

Искусство столкнулось с рядом вызовов: например fashion индустрия была вынуждена закрыть продажи и перевозить производства, перестраивая логистические процессы, а те же художники могли просто потерять свои работы под обстрелами, пока музыканты бежали в попытках "творить" там, где будут возможны меры. И все это привело к тому, что на рынке начали появляться целые группы и консалтинговые компании, которые помогали украинским брендам: придумывали феномен украинской компании, анализировали уже не такой однозначный дискурс в международных СМИ и работали над построением стратегии о том, как помогать стране не утомляя публику постоянными просьбами по участию в благотворительных кампаниях. На примере исследований “пиарной”, которая проанализировала дискурсы в СМИ, работая с VsimDim, музыкальная индустрия и fashion-бренды, видно, что быть "украинской компанией" сегодня является настоящим вызовом. Как минимум, вам нужно соответствовать общим трендам, при этом выделяясь уникальными месседжами, как максимум запускать коллаборации и образовательные проекты, которые будут актуальны в ближайшие несколько лет.

NFT-коллекция «21 Days of Hope» от GUDU

Война сотворила с миром искусства самое настоящее чудо, сплотив его и вернув в моду коллаборации по принципу "помогаем стране вместе" и "чем больше, тем лучше". Даже прямые конкуренты стали друзьями, а украинцы – модными. Несмотря на то, что Washington Post и Time уже не пишут о нас так часто, несмотря на то, что беженцы перестали пользоваться такой поддержкой, Украина вызвала огромную информационную войну, закрепив собственный желто-синий бренд на свободу, честь и доблесть, что выгодно играет на руку всем отечественным проектам.

Анти-кризис 2.0

Но есть и подводные камни в развитии бизнеса и культуры в военное время. Как минимум, ожидание зимы - весь мир сегодня замер в немом ожидании холода и голода, которые прочат нам из-за нарушения поставок зерна Европейским странам. Несмотря на то, что на 80% посевная в 2022 году в Украине прошла успешно, зима обещает быть не такой сытой по всему миру и, например, жители Германии уже начали массово скупать крупу.

При этом же мы плавно погружаемся в новый экономический кризис, который был спровоцирован повышением цен на российские нефть и газ, а также падением криптовалют (Bitcoin и Ethereum), которые случились примерно в один и в то же время с резким удорожанием. И как результат, мы стоим на грани новой "Великой Депрессии", в которой выживут только самые прогрессивные. Для развития бизнеса по советам той же “пиарной” стоит больше инвестировать в создание собственных мобильных приложений и сайтов, переводить все процессы в дидижтал, анализировать дискурс в СМИ и вести очень плотную коммуникацию с аудиторией.

“Сегодня бренд не может быть безразличным и не может оставаться в стороне: будьте социально активными, создавайте новые проекты, которые можно вести онлайн и которые будут иметь спрос в мире, диверсифицируйте рынки и разделяйте месседжи для международного рынка и Украины, прокачивая разные источники дохода. Только при принятии ситуации и активного реагирования, только при наличии хорошего антикризисного плана, ценностей и плана работ с учетом рисков и всех возможных "но" бизнесы смогут комфортно существовать", - говорят ребята в "пиарный”.

Фото: instagram/piarnaya.pr

В новых антикризисных планах важно учитывать тот факт, что многим война уже надоела, люди устали и хотят как можно быстрее вернуться к нормальной жизни. Не стоит говорить только о горе и проблемах, как и не стоит строить образы героев там, где это неуместно. Баланс – вот что важно достичь, и вот что труднее всего сделать. Особенно если вы работаете одновременно с Европой и Украиной.

Война действительно заметно повлияла на украинскую культуру и экономику. Наверное, столь турбулентный период нам еще не приходилось переживать. Но как бы ни побито это ни звучало, наша сила в единстве сегодня. В единстве и в чести, за которую мы ежедневно боремся, сохраняя мир в душе и украинскую культуру, насколько это возможно.

Автор: Ксения Ковалева

Читайте также: ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ УКРАИНСКОГО NFT-АРТА

>