В начале сентября короткометражный анимационный фильм "Я умерла в Ирпене" авторства Анастасии Фалилеевой получил главный приз международного конкурса фестиваля LINOLEUM, а уже 14-го его можно будет посмотреть в рамках KISFF, который состоится как в кинотеатрах Киева, так и онлайн. Название ленты может натолкнуть на мысль, что фильм будет рассказывать исключительно о трагедиях, которые происходили на Киевщине в первые дни полномасштабного вторжения России в Украину. Но это также история об абьюзивных отношениях, которые имели место в жизни режиссера. Как происходило создание сложной работы, почему важно не бояться просить о помощи и о движущей силе кино-искусства как для автора, так и для зрителя - в эксклюзивном материале."Все свои вызовы я переживаю через кино, поэтому каждая сложная история для меня - новый фильм", - рассказывает Анастасия Фалилеева улыбчиво и уверенно. Она режиссер, которая с 16 лет профессионально работает с анимацией - в своих фильмах Настя поднимает непростые темы, каждую из которых пропускает сквозь собственный фильтр. Мы общаемся зумом - но экранное расстояние абсолютно не мешает Настиной энергии заполнять пространство искренним запалом. "Я умерла в Ирпене" - самая новая работа Анастасии, которая только начала свою активную фестивальную историю, родилась во время, когда враг начал уничтожать родную страну. В то же время этот период стал испытанием любви девушки - человек, которого она любила сильнее всего, нанес наибольшую боль.
"Я умерла в Ирпене" погружает в травму, оперируя многозначительными метафорами и сюрреалистическими образами. Этот символизм не намеренный или фиктивный: все в фильме имеет документальную основу. "В работе многое недосказано или показано очень мягко, - добавляет режиссер, - Но такая стратегия была выбрана потому, что эта лента не только об отношениях, но и об Ирпене. Я хотела показать, что там происходило в первые дни полномасштабного вторжения".
Я хотела показать, что там происходило в первые дни полномасштабного вторжения".
Военные вертолеты, пролетающие над головой, пока вы 8-й час стоите в очереди машин на выезд из Киева, разрывающиеся совсем рядом снаряды и дома в огне - сеттинг "Я умерла в Ирпене" срисован и из памяти Анастасии, и из документальных фотографий, которые девушка делала на камеру. "Когда в первый день вторжения мы ехали в Ирпень, я сняла на видео статую Родина-Мать, - вспоминает Настя, - На фоне был дорожный знак с восклицательным знаком. Я сразу поняла, - раз все идет на дно, единственное, что мне остается: снимать. Пообещала себе: если уеду из Ирпеня живой, сделаю о пережитом фильм".
Так и случилось - но изначальная идея работы была отличной от того, что получилось в итоге. "Я была обижена на родителей своего бывшего парня, которые упорно не хотели уезжать. Наконец покинув Ирпень, через несколько недель мы узнали, что дом, где мы находились, сгорел. В тот же день я сделала раскадровку финальной сцены и собрала первую презентацию, с которой и поехала на питчинг", - вспоминает Настя. Тогда девушка была уверена: фильм будет рассказывать о ненависти к родителям бывшего парня, которые не хотели спасать ни себя, ни своих сыновей, ни ее. "Со временем я поняла, что родители бывшего здесь ни при чем, потому что я им фактически никто. То, что меня на самом деле начало злить - факт, что мой бывший не сделал ничего, чтобы спасти нас".
На питчинге Настя познакомилась с чешским продюсером, вместе они начали дорабатывать идею фильма - но сделать ее совершенной все не удавалось. Точкой нового начала стал разрыв отношений. Девушка в истерике позвонила продюсеру - тот, засмеявшись, сказал, что расставание это лучшее событие в ее жизни и это прекрасно повлияет на фильм. Но этим изменениям предшествовало долгое лечение, работа с психологом и психиатром, прием медикаментов и сложный период восстановления после выхода из абьюзивных отношений. "Я долгое время продолжала бояться своего бывшего, - откровенно делится Настя, - В голове постоянно всплывали слова, которые он мне говорил: что я все делаю не так, что "у тебя целлюлит, а его не должно быть до 35 лет", что я ему крылья обрезаю...". Несмотря на все, Настя взрастила фильм - "Я умерла в Ирпене" стал рассказом о страданиях в отношениях, которые должны были бы приносить спокойствие и поддержку. "Основная цель работы - рассказать девушкам, которые находятся в абьюзивных отношениях, что они могут из них выйти, - объясняет Анастасия, - К сожалению, каждая может попасть в эту ловушку и не заметить. Насилие - это не только побои или изнасилование незнакомцем в темной подворотне. Этот спектр гораздо шире и я предпочитаю ломать стереотипы относительно этого. В своих прошлых фильмах я тоже поднимала некомфортные темы: психическое здоровье, депрессия, самоубийство... Хочу продолжать это делать".
Искусство может стать одним из маленьких, но весомых шагов на пути к исцелению от травмы. Именно так и действует лента на большинство зрительниц: они подходят к Насте после просмотра, делятся своими историями и говорят, что фильм для них был терапевтическим. Зарубежная аудитория, по словам девушки, также постигла многогранность смыслов "Я умерла в Ирпене" - на двух показах на фестивале в Аннесе, которые режиссеру удалось посетить, зал рыдал навзрыд. "Украинцев историей об оккупации длиной в 10 дней не удивишь. А вот иностранцев - да. Я очень рада, что таким ненавязчивым методом удалось привлечь их внимание к нам. Мне очень важно, чтобы за рубежом этот фильм больше воспринимался как история именно об Украине. Хочу, чтобы иностранцы увидели: мы абсолютно такие же, как они, имеем такую же жизнь, те же проблемы и переживания - но к этому еще добавляется многолетняя экзистенциальная угроза со стороны России".
.
Текст: Анастасия Тимусь
Читайте также: ДОПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ САМОЙ ШТАБНОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНА "ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО"
Больше от
- «Я работал на пределе возможностей… как и Шарль!»: Тагар Рахим о своем перевоплощении для фильма «Месье Азнавур»
- Пряничный домик: рецепт от поваров королевской семьи Великобритании
- Итальянский стиль жизни: Dolce Vita
- «Философия воина»: паралимпийская чемпионка Оксана Зубковская презентовала мотивационную книгу
- Какой рождественский декор выбирают разные знаки зодиака