Закрыть
UA
Жизнь

Женщины из мира искусства: Мелани Сетиаван

Поделись:

Делимся отрывками статьи Анны Луи Сассман «Как эти 7 женщин делают мир искусства более разнообразным». Сегодня перед нами предстанет Мелани Сетиаван — Целитель.

Некоторые росли вместе с искусством, в то время как другие открыли его в жизни позже. Некоторые занимались формальным образованием в искусстве, а другие самоучки. Но все они движимы видением коллекционирования, которое имеет меньшее отношение к произведениям и больше связано с поддержкой их сообществ любым доступным для них способом.

Портрет Мелани Сетиаван. Предоставлено Меланей Сетивиан

В 1970-х годах, когда д-р Мелани Сетиаван начала собирать произведения искусства, в Джакарте, городе с населением в 6,5 миллиона человек (1980 год), было всего несколько мест, где можно было посмотреть и купить искусство. Один художественный центр (Taman Ismail Marzuki), одна художественная ярмарка (Pasar Seni Ancol), и «только две или три галереи, которые были больше похожи на магазины», — говорит она. Спустя десятилетия в стране открылись международная художественная ярмарка Art Jakarta, еще одна арт-ярмарка ARTJOG в Джокьякарте, Джакартская биеннале и новый частный Музей современного искусства в Нусантаре. И д-р Сетиаван сыграла значительную роль, как формально, так и неформально, в развитии арт-сцены региона.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: МОУНА АТАССИ

Для меня это не коллекционирование. Это больше о человеческом общении и дружбе с людьми в мире искусства.

Неудивительно, что за прошедшее полвека она стала известна как «мать» индонезийской арт-сцены за свою неизменную поддержку художников страны, которая выражается в форме приобретения работы и продвижения ее по всему миру и другим коллекционерам, а также предложения бесплатной медицинской помощи художникам, которые не могут себе этого позволить. (Хотя сейчас, в возрасте 74 лет, она отмечает, что ibu, индонезийское слово для «матери», также является вежливым обозначением пожилых женщин).

Фарфоровая чаша Имари из периода Мэйдзи Тайсе, 19 век. Предоставлено Меланей Сетиаван

Мелани Сетиаван со своей коллекцией. Предоставлено Меланей Сетиаван

Дядя д-ра Сетиаван, педиатр, собирал старинную китайскую керамику, картины, скульптуры и работы современных индонезийских художников, таких как Хендра Гунаван и Лим Чу Инг. Она работала с ним в той же больнице в качестве ассистента в педиатрическом отделении; после работы они ходили смотреть предметы искусства и антиквариат.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: МОУНА АТАССИ

«Он повлиял на меня, помог увидеть связь человека с произведением искусства, — отмечает она. — Он брал меня в гости к художникам, которые болели. Художники часто приходили к нему на медицинскую консультацию». Она говорит: «Более, чем какое-либо конкретное произведение искусства или художник, в моей памяти хранятся эмоции от знакомства с искусством и людьми, стоящими за ним».  В 1986 году у ее дяди случился инсульт, но она продолжила его путь, собирая работы индонезийских художников и занимаясь их лечением.

Хери Доно, Аффанди и его новые поколения, 2009. Предоставлено автором и Меланей Сетиаван.

Моя напряженная работа в больнице была сбалансирована искусством,

— говорит д-р Сетиаван, которая завершила медицинскую практику в 2015 году после 44 лет работы.

Она отмечает, что в настоящее время есть несколько индонезийских художников, которые используют связанные с медициной предметы в своем искусстве, и она предлагает свои консультации и любые медицинские предметы, которые могут им понадобиться.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: КЭТРИН ПЕТИТГАС

Хотя она известна поддержкой ныне живущих художников и приобретением современных работ, она также глубоко ценит традиционную балийскую живопись, в том числе жанр Келики, в котором картины могут быть крошечными, как спичечный коробок. Она также коллекционирует их, чтобы поддержать стоящих за ними художников, и является частью группы коллекционеров, создавших премии и выставки Bali Bravo, на которых чествуют традиционных художников.

Вверху: Мелани Сетиаван с художниками на 2-м Международном воркшопе художников Vasl в Гадани, Пакистан, 2006. В центре слева: Мелани Сетиаван с Джерри Тунгом в Джакарте, 2002. В центре справа: Мелани Сетаван с К. Сулиндро (слева) и Пван Чо (в центре) в Джакарте, 1982. Внизу: Мелани Сетиаван с Кетут Лиер и дочерью (слева) и Я Густи Компианг Вардана с семьей (справа) на Бали, 1994. Предоставлено Меланей Сетиаван.

Кроме активной поддержки художников, д-р Сетиаван известна своим архивом почти 100 000 фотографий, документирующих индонезийскую арт-сцену начиная с 1977 года. Она пытается найти способы опубликовать книгу, над которой работает с 2004 года, под названием Индонезийский мир искусства. Книга готова к печати, но объем почти в 1200 страниц требует значительной спонсорской помощи и поддержки для того, чтобы ее можно было опубликовать. Но поскольку благотворительность еще не получила широкого распространения в Индонезии, она все еще работает над тем, чтобы ее фотоархивы и коллекции произведений искусства были доступны общественности.

Я всегда мечтаю, что смогу подарить свой архив и коллекции людям. Для меня это не коллекционирование. Это больше о человеческом общении и дружбе с людьми в мире искусства. Искусство — это моя жизнь.

Первоисточник: Artsy