Делимся отрывками статьи Анны Луи Сассман «Как эти 7 женщин делают мир искусства более разнообразным». Сегодня перед нами предстанет Надя Самдани — Дипломат.
Некоторые росли вместе с искусством, в то время как другие открыли его в жизни позже. Некоторые занимались формальным образованием в искусстве, а другие самоучки. Но все они движимы видением коллекционирования, которое имеет меньшее отношение к произведениям и больше связано с поддержкой их сообществ любым доступным для них способом.
Портрет Нади Самдани. Фото Нур Фотофэйс. Предоставлено Арт-фондом Самдани
Вообразите главное художественное событие, лишенное исключительности — то, где к послам относятся так же, как к местным школьникам; где молодые люди добровольно выступают в роли «арт-медиаторов», проводят экскурсии для посетителей и отвечают на вопросы; и то, где нет VIP-персон. Это – Саммит искусств в Дакке, организованный бангладешскими коллекционерами в 2012 году Надей и Раджибом Самдани.
Приходят президент Швейцарии и водитель такси, — говорит Надя Самдани. — Это действительно для всех.
Садани начала коллекционировать, когда ей было чуть больше двадцати. Ее вдохновили родители, которые собирали работы бангладешских модернистов. Но когда она стала больше вовлечена в мир искусства, путешествуя на ярмарки, биеннале и другие художественные мероприятия («Как только вы попадаете в это художественное безумие, оно захватывает всю вашу жизнь!», — шутит она), она обнаружила, что, находясь в Майами или Гонконге, пыталась найти ответ на один вопрос снова и снова: каково искусство Бангладеш?
Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: МАКГАТИ МОЛЕБАЦИ
Бхарти Кхер, инсталляция Посредники, 2019-20, Саммит искусств в Дакке, 2020. Фото Рандхира Сингха. Предоставлено автором, Арт-фондом Самдани и галереей Nature Morte.
«Здесь много чего происходит, есть талантливые художники, но нет платформы, нет места для их показа», — говорит она. Ни одна бангладешская галерея не представляет художников за рубежом и не показывает их на международных ярмарках. В то время как Самдани пыталась заняться этим, отправляя художников за границу для участия в резиденциях или выставках, она поняла, что может делать это только для небольшого количества художников.
Они с Раджибом решили создать мероприятие, которое привлечет как их заинтересованных друзей из мира искусства со всего мира, так и жителей Дакки, города с населением в 21 миллион человек по всей стране, где люди зарабатывают в среднем около 141 доллара в месяц. С момента своего запуска саммит развился и изменился.
Инсталляция коллекции Самдани, где представлены работы Рабиндраната Тагора и Абаниндраната Тагора. Предоставлено Арт-фондом Самдани.
«Он стал более зрелым по содержанию, — говорит она. — В нем гораздо больше исследований, теперь он разнообразнее и серьезнее». В этом году саммит объединился с Фондом Гетти, Корнелльским университетом и другими, чтобы в течение 9 дней февраля 21 ученый со всего мира представил свои доклады на открытой мини-конференции, призванной определить стипендии мирового уровня людям, которые обычно не получают их. Подобным образом саммит может служить ускоренным курсом по современному искусству Бангладеш для людей, которым иначе было бы трудно ориентироваться на арт-сцене страны из-за отсутствия инфраструктуры в виде системы галерей или организаций, занимающихся современным искусством.
[Художники] работают вне дома, у них нет ни веб-сайтов, ни блогов, — говорит Самдани. — Даже для меня как бангладешки, поиск молодых художников был не столь легок. Все удивлялись, где я их нашла. Это заняло время.
Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: ЛЮБА МИХАЙЛОВА
Риту Саттар, Harano Sur (Утерянная мелодия), 2017-18, Саммит искусств в Дакке, 2018.
Фотография Сайеда Асифа Махмуда. Предоставлено автором и Арт-фондом Самдани.
Теперь посетители Саммита искусств в Дакке могут пожинать плоды ее работы и познакомиться с молодыми художниками Бангладеша и художниками со всей Южной Азии за один раз. Это открыло много возможностей для местных художников: одна из них, Риту Саттар, которая до сих пор не представлена ни в одной галерее, так понравилась куратору на саммите, что он предложил ей помощь. Теперь посетители Музея современного искусства в Нью-Йорке смогут увидеть ее перформанс и видеоинсталляцию «Harano Sur» (Утерянная мелодия) (2017–18) этой весной.
Как коллекционер я не получаю такого удовольствия от покупки произведений искусства и размещения их в своем доме, как от того, что нахожусь рядом с художниками,
— говорит Самдани.
Первоисточник: Artsy