В Украинском Доме открылась выставка «Алла Горская. Боривитер». Она посвящена творчеству художницы-шестидесятницы, художнице Аллы Горской. Она не признавала ограничений в творчестве, свободе слова и мысли. Любила Донбасс и считала своим долгом украсить регион украинским искусством.Художница стала звездой украинского андеграунда и правозащитного движения 1960-х годов. Ее убийство считают казнью, исполненной КГБ по тайному приказу власти. Несмотря на регулярные попытки СССР русифицировать территории Донбасса, художница смогла оставить частицу украинской культуры в мозаиках на разрушенных российскими оккупантами зданиях героического города Мариуполь.
"... я работаю, чтобы было искусство современное, украинское, которое представляет свой народ. Народ несокрушимый. Искусство, представляющее нацию, в свое время никто не сможет свалить.", - Алла Горская.
Детство
Алла Горская родилась в 1929 году в семье ведущего менеджера советского кино. В разгар Второй мировой войны Александр Горский, отец художницы, был назначен директором Киевской киностудии. Влияние отца могло обеспечить дочери-художнице блестящую карьеру и хорошо оплачиваемые государственные заказы.
Алла выбрала другой путь.
Поиск собственного пути
В начале 1960-х годов власти позволили создать в Киеве Клуб творческой молодежи «Современник». Цель — продемонстрировать критикам СССР, что в стране есть неформальные организации, не контролируемые коммунистической партией. Там проводились дискуссии, художественные вечера и выставки, копировались запрещенные книги. В свободном общении молодых художников родился стиль Аллы Горской, который не вписывался в рамки господствующего социалистического реализма. В ее портфолио есть монументальные, рисованные и графические произведения. Работы выполнены в традициях киевской академической школы народного искусства, украинского авангарда и бойчукизма (школа украинского искусства 1910–1930-х годов связана с монументалистом и графиком Михаилом Бойчуком).
Всех членов Клуба, в который входила Горская, впоследствии назвали «шестидесятниками». Они не были враждебны Советскому Союзу, но жаждали перемен и правды. В 1962 году воспоминания очевидцев привели Горскую с друзьями в Быковню – местность под Киевом, где карательные органы расстреляли 50-100 тысяч человек. Нашли дважды простреленный череп. Алла заплакала. «Представьте себе, – показала в сторону захоронений, – мы – там… Мы же все там можем быть…»
"Мы работали, увлеченные идеей, не думая о деньгах, отрабатывали огромное количество вариантов. Шли самым сложным путем. Искали оригинального, а не обычного решения", - Виктор Зарецкий.
Витраж
В 1964 году Горская вместе с несколькими единомышленниками создает витраж «Шевченко. Мать» в вестибюле главного корпуса Киевского университета. На нем был изображен гневный поэт, к которому прижалась женщина – символ матери-Украины. Над композицией размещалась цитата Шевченко: «Возвеличу малых рабов немых! Я на страже у них поставлю слово!» Витраж не вписывался в советские идеологические стереотипы, поэтому был разбит.
«Любой папочка, ты не расстраивайся тем, что моя работа не одобрена. Я посмотрела на взятые работы и поняла, что становлюсь на путь настоящего искусства, а не салона. Путь этот труден, поскольку ему противопоказаны халтура, салон и «зрелость»… Хочу быть сильнейшей по этой теме. А для этого нужно работать и работать».
Алла Горская, письмо отцу
Письмо 139-ти
1965 КГБ берет под наблюдение участников Клуба творческой молодежи. За квартирой Горской ведется наблюдение. Начались аресты. Впрочем, Алла не боится. Она переписывается с политическими заключенными, оказывает моральную и материальную помощь их семьям. В 1968 году Горская подписала «Письмо 139-ти», в котором представители украинской интеллигенции возражали против репрессий и закрытых судов над диссидентами. Следствием стало преследование подписантов и... слухи, будто в Киеве появилась террористическая националистическая организация, в которую входит Алла Горская.
Загадочное убийство
28 ноября 1970 года Алла Горская поехала в свекру в городок Васильков возле Киева за швейной машинкой и не вернулась. Через несколько дней ее тело нашли в погребе дома отца мужа Ивана Зарецкого. Причиной смерти назвали удары тупым предметом с ограниченной ударной площадью – молотком. Иван Зарецкий на тот момент уже тоже был мертв – 29 ноября его изуродованное тело нашли на железнодорожном пути.
Друзья Горской не сомневались: это было спланированное и реализованное спецслужбами убийство. Слишком сильным и незаурядным соперником была для них художница во времена всеобщего унижения и лжи.
Аллу Горскую не дали похоронить в центре Киева, поэтому ее последним приютом стало пригородное кладбище.
-3561-4261-b036-316462386336__21__g.jpg" alt="Алла Горская 18" width="562" height="720" /> Автопортрет. Олицеть, бумага. Частная коллекция.[/caption] -3030-4266-b831-363131643331__5__g.jpg" alt="Алла Горская 18" width="1001" height="737" /> "Шевченко. Мать", 1964. Эскиз части витража для фойе красного Галерея "Дукат".[/caption] /tild6330-3965-4431-b936-643765363861__22__g.jpg" alt="Алла Горская 17" width="1004" height="808" /> "Синий мужчина с рукой", 1963. Бумага, гу. Частная коллекция. -3231-4132-b739-373362313439__4__g.jpg" alt="Алла Горская 15" width="561" height="1062" /> "У реки", 1964. Галерея "Дукат".[/caption ""align="aligncenter" width="560"] "Казак Мамай", 1963. Бумага, гуашь. Stedley Art Foundation.[/caption]Этим материалом мы продолжаем серию материалов о выдающихся украинских шестидесятницах.
Фото:treasures.ui.org.ua
Читайте также: ГАЛИНА СЕВРУК: ОБРАЩЕНА «К ИСТОЧНИКАМ»< /strong>