Sex sells: о том, как Голливуд эксплуатирует женскую сексуальность
Проблему сексуальной объективации в Голливуде изучал Роман Щербаков.
В начале лета одно из голливудских агентств опубликовало на своей странице в Facebook объявление: «Кастинг шлюх в проект Квентина Тарантино». Девушкам с натуральными бровями, волосами и грудью предлагали высылать свои фото, а в теме письма указывать: «Шлюха». Само собой, подобный кастинг вызвал бурю негодования у местных феминисток, в результате чего скандальный пост быстро затерли.Оправдываясь, агентство заявило, что взяло слово «шлюха» для объявления прямиком из сценария, который написала и планирует экранизировать женщина – а что касается самого Тарантино, то он якобы выступает лишь продюсером проекта.
Оправдание получилось так себе, ведь в фильмах «кровавого и ужасного» слово «ниггер» звучит постоянно, однако вряд ли кто-нибудь в Голливуде рискнул бы дать объявление: «Кастинг ниггеров в проект Квентина Тарантино». Да и трудно поверить в непричастность автора «Омерзительной восьмерки» к данному инциденту, ведь за жестокое обхождение в своем последнем фильме с главным женским персонажем – пленницей Дейзи Домергю, сыгранной актрисой Дженнифер Джейсон Ли, – американские феминистки прозвали режиссера «хипстером-женоненавистником».
«Шлюхи Тарантино» – лишь эпизод в обычной жизни Голливуда, где эксплуатация женской сексуальности укоренилась так глубоко, что давно воспринимается нормой. Недавно актриса Роуз МакГоун поделилась в Twitter деталями кастинга в проект Адама Сэндлера, который просил кандидаток на роль надеть обтягивающие джинсы, кофточку с глубоким декольте и, желательно, бюстгальтер push-up. Стоит ли удивляться, что после этого твита с МакГоун разорвали контракты сразу двое ее агентов – если актриса в Голливуде не желает продавать себя как сексуальный объект, то пускай ищет себе другую работу.
Читайте также: Почему слово «женственность» катастрофически устарело?
А вот, как Джина Родригес, обладательница «Золотого глобуса» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле («Девственница Джейн»), вспоминает свой опыт сексуальной объективации на одном из кастингов: «Я пробовалась на роль, и мне сказали, мол, ты нам подходишь, но не могла бы ты еще раз прийти в обтягивающем платье? Я сказала, что это бессмысленно для данного персонажа. А они такие: «Мы должны знать, что ты достаточно красива, чтобы попасть на обложку журнала». И, конечно, с годами «попасть на обложку» все сложнее – 38-летняя Мэгги Джилленхол призналась в интервью, что ей отказали в одной роли, потому что она «слишком старая», чтобы сыграть любовницу 55-летнего мужчины…
Сексизмом и эйджизмом в Голливуде никого не удивишь, но ради справедливости следует отметить, что среди мужчин на руководящих должностях есть и те, кто отказывается видеть в актрисах только сексуальные объекты. В начале этого года продюсер Росс Путман завел Twitter-аккаунт, где стал выкладывать нелепые описания женщин во время их первого появления в сценариях, которые ему по долгу службы приходится читать с утра до вечера. Вот некоторые перлы (имена героинь Путман, чтобы никого не обидеть, заменяет на Джейн):
«ДЖЕЙН, 19-летняя bunny-girl – сладенькая блондинка, сельская королева красоты»
«Роскошная девушка, ДЖЕЙН, 23 года, немного навеселе, танцует обнаженная на своей кровати – милая и сексуальная»
«ДЖЕЙН, 28 лет, атлетического телосложения, но сексуальная. Естественная красота. Чаще всего носит джинсы, но даже их делает привлекательными»
«Ее волосы – клубничный блонд. Ее глаза – темный шоколад. Рубиново красные губы складываются в оскал. Это ДЖЕЙН, 23 года»
«ДЖЕЙН, 20 лет, девушка, живущая по соседству, с выражением глаз: трахни меня!»
По его словам, Путман прочитал около 5 тысяч сценариев, и чаще всего женщины описываются в них по типу фигуры, возрасту и степени сексуальности – обычно как «красивые» или «привлекательные»: «А еще мое любимое, выносящее мозг описание: «потрясающая». Женщина всегда «потрясающая» в конкретном платье или «потрясающая» несмотря на то, что вся в грязи, потому как работают палеонтологом или типа того».
Казалось бы, что плохого в том, что актриса в голливудском фильме – это часто лишь сексуальный объект? Однако еще в 2010 году Ассоциация американских психологов опубликовала доклад, согласно которому закрепление на киноэкране стереотипных моделей женственности негативно влияет на психическое, эмоциональное и физическое здоровье слабого пола – особенно молодых девушек. У них растет беспокойство по поводу своей внешности, а также возникают чувство стыда, расстройство пищевого поведения, снижение самооценки и депрессия.
Отчаявшись убедить мужчин – продюсеров, сценаристов и режиссеров – отказаться эксплуатировать женскую сексуальность на экране (Росс Путман, скорее, исключение из правила), женщины в Голливуде пытаются взять инициативу в свои руки. Например, актриса Риз Уизерспун основала кинокомпанию PacificStandard, чтобы снимать фильмы, в которых женщины были бы не секс-объектами, а яркими личностями: «Некоторые из них астронавты, некоторые – военные, некоторые – ученые, есть даже судья Верховного суда. И все они не просто плохие или хорошие. Они отважные или преследуемые, опасные и торжествующие – как настоящие женщины, которых мы ежедневно встречаем в нашей жизни».
Читайте также: Сексизм в науке: почему женщин продолжают изучать?
Актриса Джулиана Мур призывает просто не ходить на сексистские фильмы: «Не платите. Единственный способ как-либо повлиять на Голливуд – не платить деньги». Тут, правда, возникает вопрос: как же отличить сексистский фильм от «правильного», ведь кино – это искусство, а искусство в той или иной степени всегда отражает жизнь. И раз в жизни есть сексуальные, но глупые и ничего из себя не представляющие женщины, то и в кино совсем без них обойтись тоже вряд ли получится. Грубо говоря: как отличить нормальный фильм, в котором есть персонажи-проститутки, от фильма, который пропагандирует идею, что вообще все женщины – это проститутки? Что ж, для проверки фильма на гендерную предвзятость можно использовать не идеально точный, но зато очень простой тест Бекдел.
Этот тест назван в честь художницы Элисон Бекдел, которая еще в 1985 году изобразила его в своем комиксе DykesToWatchOutFor. По сюжету две лесбиянки направляются в кино. Одна говорит, что смотрит исключительно фильмы, которые удовлетворяют трем условиям: 1) в фильме есть хотя бы две женщины; 2) которые говорят друг с другом; 3) о чем-то, кроме мужчин. Другая соглашается, что так делать правильно, но в кинотеатре ни одна из картин не попадает под критерии, поэтому они возвращаются домой. Героиня комикса жалуется подруге: «Кроме шуток, «Чужой» –последний фильм, который мне удалось посмотреть…»