Интервью Marie Claire с Артуром Гаспаром о The Great Gatsby и сольной карьере
Мы отлично помним Артура Гаспара по воспламеняющим сердца девушек танцам в группе Kazaky. Сейчас он самостоятельно записывает новые песни и готовится к украинским гастролям в составе балета The Great Gatsby.
У Артура классическая школа танца: родом из Еревана, он учился в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, выступал в Государственном Академическом театре классического балета в Москве, гастролировал по миру, а потом осел в Киеве. Гаспара можно увидеть как Национальной опере Украины, так и в составе балета The Great Gatsby Ballet, чьи гастроли пройдут совсем скоро: 28 марта в Одессе, 30 марта в Харькове, 31 марта в Киеве и 1 апреля в Днепре. В поп-музыке Артур делает сольные первые шаги — под именем Gaspar он уже записал несколько песен и выпустил клип Kings & Queens.
Артур, для начала расскажи про свою историю с «Гэтсби».
Три года назад я увидел рекламу «Гэтсби». Я очень ждал чего-то подобного – современного, нового. Я в это время был занят с Kazaky. За полгода до появления балета я прочитал Фицджеральда и проникся этой грандиозной историей, посмотрел фильм. А потом пришло время, и меня позвали в проект танцевать одну из ведущих партий – мужа Дэйзи. Команда очень крутая! Единственное, что свою партию я учил с экрана самостоятельно – провел месяц с телефоном. Было сложно, потому что каждое движение нужно было отражать зеркально, не с той ноги.
Вы ездили в тур по Европе…
Да, в семь городов, в том числе Берлин, Вена, Женева. Огромные залы на 2,5-3 три тысячи мест были забиты людьми. Для меня это было удивительно, ведь мы ставили не «Щелкунчик», «Жизель» или «Лебединое озеро», которые все знают, а новый современный балет. В Берлине зрители стучали ногами, когда мы выходили на поклон. Подобная энергетика очень вдохновила.
Расскажи о коллегах.
Мне нравится, что ребята – Александр и Алексей Полевые – развивают балет, добавляют что-то в декорации или спецэффекты. Для артистов это тоже круто – ты каждый раз будто попадаешь в новый балет. И, конечно, Дуайт Роден – гениальный человек, который создал эту хореографию, переплетение стилей модерн, контемпорари и классического балета. Обычно мы привыкли видеть синхронные движения танцоров. Но Дуайт объяснил, что задача двигаться синхронно перед нами не стоит – каждый танцует так, как чувствует музыку. Сначала это сложно понять, особенно учитывая мою классическую школу балета и наши танцы с Kazaky, с которыми мы мучались часами, чтобы все совпадало идеально. Но когда каждый артист танцует по-своему, ты видишь их индивидуальность, как человек отдается танцу, плывает в нем.
А что тебе больше всего по душе из классики?
Мне очень нравится «Баядерка». К сожалению, я так ее и не станцевал – не было в репертуаре театра, в котором я работал в Москве. Это очень красочный балет с потрясающей музыкой Минкуса, а от музыки я в первую очередь и отталкиваюсь.
Проект Kazaky себя изжил?
Нас до сих пор приглашают выступать. Но настал момент, когда хочется идти дальше. Танцевать на шпильках было спонтанной идеей, над которой мы потом работали днем и ночью – не все ребята смогли сразу встать на каблуки. Мы пришли к моменту, когда каждый из нас почувствовал, что нужно идти дальше, раскрыть свой творческий потенциал, делать самостоятельно то, что тебе нравится. Kazaky были командным проектом, каждый из нас вкладывал в клипы и музыку частичку себя. Думаю, шести лет было достаточно. Мы могли бы спуститься с каблуков и дальше продолжать выпускать песни, иногда экспериментируя с разной обувью. Но это уже были бы не Kazaky. Вообще, можно сказать, что люди сами выбрали для нас каблуки. Когда на наших концертах мы выходили в ботинках, публика в какой-то момент начинала требовать, чтобы мы переобулись. В последние два года мы практически убрали ботинки из репертуара и сорок минут выступали исключительно на шпильках.
Ты теперь записываешь песни как Gaspar, а чем занимаются другие участники Kazaky?
Олег Жежель занимается группой ILYB, Кирилл Федоренко готовит свой музыкальный проект, Артемий Лазарев ставит хореографию и ведет мастер-классы.
Ты точно не жалеешь о завершении этого этапа в своей жизни? Все-таки у вас были успешные гастроли, клип с Мадонной, выступление на показе Dsquared2.
Я считаю, что все идет так, как должно идти. Мы действительно дважды объездили весь мир от Буэнос-Айреса до Южно-Сахалинска. Да, было здорово, но цепляться за это, не реализовывать свой внутренний творческий порыв, когда все обстоятельства тебя на это толкают? Артист не должен топтаться на месте только из-за того, что то, что он делал раньше, его прославило. Очень важно чувствовать гармонию со своими идеями, мечтами. И если ты находишься там, где есть слава, но уже нет сердца, любви и вдохновения, нужно обязательно сделать шаг вперед. Причем я не имею в виду «стать еще более известным», а реализовать свои порывы, желания, мечты.
Как ты пишешь музыку?
У меня дома есть микрофон, я надеваю наушники и могу сидеть часами петь, экспериментировать, писать аранжировки. Меня этот процесс очень вдохновляет. Мои песни очень разные. Пусть слушатели сами выбирают, в каком образе я им ближе. За помощью я обращаюсь к разным музыкантам, чтобы песни звучали более професиионально. Когда ты работаешь с другими людьми, под их влиянием ты растешь. Первые четыре песни я сделал со Stage Rockers. С записью в студии и сведеним голоса мне также помогал мой друг– диджей Кирилл Кривда. Все это очень творческие и талантливые украинские ребята.
Ты легко прощаешь людям их ошибки?
Мне сложно держать на людей обиду, потому что мы все совершаем ошибки и можем обидеть кого-то словом или поступком, а сами этого не ощутить. Когда у меня вдруг внутри появляются какие-то нехорошие мысли по отношению к человеку, я стараюсь проанализировать и расставить точки над “і” так, чтобы не осталось вопросов. Все зависит от ситуации – если она жизненно важная, тогда я поговорю с человеком, но если я понимаю, что разговор ни к чему не приведет – мое смирение и добрая мысль спасут ситуацию.
Что на твоей родине, Армении, и в ее менталитете для тебя важно?
Интересный вопрос, мне его никто не задавал. Я уехал оттуда, когда мне было 15 лет, и чем старше я становлюсь, тем больше начинаю задумываться о каких-то характерных чертах, ценностях, своем воспитании. Меня с детства научили жизненно необходимым и очень важным вещам: доброте, умению любить людей и жертвовать своим временем и другими благами ради близких людей. В основном люди достаточно эгоистичные, думают только о себе и все делают только ради себя. Это грустно. Но в определенный момент все приходят к осознанию простых истин, на которых держится вся наша жизнь. Ты понимаешь, что ситуацию может спасти только этот правильный поступок.
Ты насовсем осел в Киеве?
Я ежегодно продлеваю вид на жительство и хочу переманить сюда маму. Ей очень нравися Киев и Украина, но даже если она переедет сюда, все равно будет возвращаться в Ереван. Киев я полюбил как свою вторую родину, и украинцы близки мне по духу.
Что беспокоит маму, когда вы созваниваетесь с ней?
Она каждый раз спрашивает меня, ел ли и что именно, тепло ли я одеваюсь. Дает советы и говорит, что ей нужно переехать сюда, чтобы за мной ухаживать и поставить меня на ноги. Иногда я начинаю на нее злиться, но потом понимаю, что это же мама. И подобную заботу тоже нужно ценить, ведь когда-нибудь этого не станет, и мы будем скучать по нему. Поэтому нужно радоваться.
Назови свои любимые места в Киеве.
Софийская площадь – мне очень нравится сидеть и смотреть на Святую Софию. Я живу рядом с парком им. Фомина, и когда тепло, прогуливаюсь парком к Оперному театру, наблюдая, как расцветают деревья. Стараюсь на двадцать минут оторваться от своих дел и обязательно прийти посидеть на скамейке или под деревом, чтобы насладиться дикой красотой – парк достаточно неухоженный, но в этом есть своя красота. А когда я жил на бывшей улице Артема, брал велик и мчался на Большую Житомирскую наблюдать закат. Но после того как построили Пейзажную аллею, там стало появляться очень много людей. Хотя если облака в Киеве начинают летом краснеть, я снова приезжаю туда полюбоваться на эту красоту.
Есть какие-то эмоции, которые нельзя выразить танцем?
Таких нет. Танцем можно выразить абсолютно все.
Фото: Dmitry Komissarenko
Семь странных цитат британского певца Тома Оделла
Куда пойти: выставка Future Generation Art Prize 2017 в PinchukArtCentre