Think SMART: как достичь своей цели
Чтобы мечты не оставались просто мечтами, нужно уметь превращать их в цели. А правильно поставленная цель − это уже половина успеха. Именно такой подход лежит в основе методики SMART.
Слово smart переводится с английского как «умный, смекалистый», но название методики, предложенной известным теоретиком менеджмента Питером Друкером в 1954 году, также является аббревиатурой, в которой каждая буква означает критерий постановки целей:
Specific − Конкретная
Цель должна быть максимально конкретной, чтобы можно было четко представить конечный результат. Что это значит? Похудеть − неконкретная цель, а ходить на тренировки 3 раза в неделю − конкретная. Или, к примеру, вы хотите повысить уровень владения иностранным языком. Значит, правильно поставленная цель может звучать так: записаться на курсы английского языка в следующий понедельник или смотреть два фильма в неделю в оригинале с субтитрами.
Measurable − Измеримая
Цель должна иметь измеримые результаты. Как вы узнаете, что достигли своей цели? Формулировка из серии «Я это почувствую» не подходит. Чтобы достичь прогресса в чем-либо, нужно понимать, на какие критерии опираться. Это могут быть килограммы, проценты, четкие суммы денег, количество заключенных сделок, выученных иностранных слов, написанных страниц книги. Если результат тяжело измерить в цифрах, можно использовать шкалирование («знаю грамматику на 5 из 10»). Примеры измеримой цели: умение поддержать беседу с иностранцем на бытовые темы, весить 55 кг, заключить 10 сделок.
Achievable − Достижимая
У вас должны быть ресурсы для достижения поставленной цели или возможность их приобрести. Например, тяжело стать космонавтом, если вас укачивает даже в троллейбусе, или отрастить вырванный зуб (хотя ученые работают и над этим). Также к недостижимым целям относятся те, которые не укладываются во временные рамки. Вряд ли вам удастся похудеть за неделю на 10 кг, по крайней мере, ни к чему хорошему это не приведет. Лучше поставить себе цель похудеть на один килограмм, и когда она будет достигнута, можно будет нацелиться на следующие килограммы.
Relevant − Релевантная
Ваша цель не должна противоречить другим целям и жизненным приоритетам. Например, если вы ставите цель раньше вставать, то и ложиться придется раньше. Сможете ли вы это реализовать с вашим рабочим графиком? Или цель «стать балериной» явно противоречит цели «поднимать штангу 150 кг», поскольку телосложение штангиста никак не подходит балерине.
Time-Bound − Определенная по времени
Цель должна иметь четкие сроки, в которые она будет выполнена. Временные рамки мотивируют не откладывать исполнение задуманного в долгий ящик, а начинать действовать прямо сейчас. Примеры: открыть свой бизнес по продаже одежды в 2017 году, сбросить 5 кг ко дню рождения, выучить английский за год и начать искать работу за границей.
Статьи по теме:
6 привычек организованных людей
Свое дело: как запустить собственный стартап
Почему некоторые люди вечно опаздывают?
Обреченные на успех: 7 правил обаятельных людей