Анастасия Микова — режиссерка и журналистка украинского происхождения. Ее проекты посвящены социальным и гуманистическим темам, и главный среди них — фильм «Женщина», который 8 октября выходит на экраны в Украине.
Среди прочего Анастасия работала журналисткой в документальных фильмах о нелегальной миграции, торговле органами и суррогатном материнство. В 2009 году Анастасия стала главным редактором цикла документальных фильмов «Земля, увиденная с неба», что стало началом ее сотрудничества с Яном Артюс-Бертраном. В эксклюзивном интервью она рассказала о фильме про женщин и о своем женском.
— Как вы пришли к журналистике? Почему решили посвятить себя общению с людьми?
— Я выбрала эту профессию, потому что всегда была любопытной и хотела вникать в суть вещей, понять, почему и как все работает. А еще, когда я была еще ребенком, взорвался ядерный реактор в Чернобыле, но в Украине об этом никто не говорил, погибли тысячи людей, и никто не узнал об этом публично. Я думала, что это несправедливо и что людей нужно информировать. Но в то время не знала, как. Позже я начала работать в прессе, затем на телевидении и, наконец, в кино. Но в каких бы СМИ я ни работала, я всегда чувствовала, что через истории из жизни реальных людей можно понять суть вещей, и чем ближе вы подходите к реальным людям, тем лучше понимаете мир. Поскольку эти люди не пытаются что-то подделать или выглядеть лучше, чем они есть, они просты и правдивы.
— Вы работали в глянцевых журналах. Насколько важен этот этап в вашей профессиональной жизни?
— Это было в начале моей карьеры. Я работала редактором в Marie Claire International и отвечала за запуск журнала по всему миру: от Румынии до Индии и Саудовской Аравии. Это был очень интересный опыт, потому что он позволил мне понять, как можно взять одну концепцию и адаптировать ее к разным культурам, не теряя ее сути. Это был первый раз, когда я столкнулась с таким количеством разных контекстов. Работа с командой каждой из этих стран действительно помогла мне выбраться из своей коробки и открыться остальному миру.
— Как родилась идея снять фильм «Женщина»?
— Идея возникла за два года до дела Вайнштейна и движения #MeToo и, кажется, была актуальна всегда. Мы работали над фильмом «Человек», проектом, в основе которого интервью от первого лица: женщин, мужчин, детей. Мы чувствовали, что женщины как-то иначе смотрят на жизнь, не лучше и не хуже мужчин, просто по-другому. Мы чувствовали, что женщинам хочется высказаться и быть услышанными.
К нам приходили женщины, желающие поделиться своей историей и как только они оказывались перед камерой — они раскрывались и делились самым сокровенным. Как будто они всю жизнь ждали этого момента. Такое сложно было представить ещё несколько лет назад, и мы с со-режиссером Яном подумали, что время пришло и женщины готовы поговорить. Так начался проект.
Читайте также: ТІЛЬДА СВІНТОН: «ТАК, Я ІНОПЛАНЕТЯНКА!»
— Почему вы согласились стать со-режиссером фильма?
— Это было естественным продолжением нашего сотрудничества с Яном, которое длится уже более двенадцати лет. Однако это была новая ситуация для Яна, моего со-режиссера, которому 74 года, у него за плечами очень успешная карьера, и он никогда раньше не работал в тандеме. Но он действительно чувствовал, что в этом фильме ему нужен кто-то, кто помог бы ему понять суть того, что значит быть женщиной. И он часто говорит мне, что этот фильм изменил его взгляд на женщин его жизни: мать, сестер… Так что мужчине никогда не поздно измениться!
Я надеюсь, что этот фильм поможет другим мужчинам во всем мире лучше понять нас, женщин.
— Каков ваш вклад в создание фильма?
— Я отвечала за интервью: о чем мы должны поговорить, куда мы должны пойти, какие вопросы задать … Я сама сделала много интервью по фильму, но ещё была команда из пяти действительно великих журналисток, которые делали интервью на протяжении двух лет в 53 странах мира.
— Как вы готовились к встрече со светлыми и темными сторонами 2000 женщин?
— Вы не можете подготовиться к чему-то столь важному. Вам просто нужно отпустить все свои страхи и открыться людям, которых вы не знаете, которых вы увидите только один раз в своей жизни и которые поделятся тем, чем они никогда ни с кем не делились.
Единственное, что вы можете сделать, — это преодолеть барьер, который обычно стоит между журналистом и интервьюируемым, и открыть свое сердце. Потому что, если вы этого не сделаете, интервью просто не получится.
Читайте также: ЧОЛОВІК ГОВОРИТЬ: РЕЖИСЕР ТА СЦЕНАРИСТ ПАВЛО ОСТРІКОВ
— Какие были критерии отбора 2000 женщин?
— Идея заключалась в том, чтобы объединить очень универсальные темы, такие как образование, работа и финансовая независимость, материнство или отношения, с более конкретными темами, которые мы действительно хотели выделить как режиссеры: изнасилование как оружие войны, калечащие операции на половых органах или принудительный брак.
Мы также хотели исследовать очень интимные темы женской жизни: сексуальность, периоды и отношения женщин со своим телом. Таким образом, каждый раз, когда мы отправлялись в какую-либо страну, у нас был «посредник», женщина из этой страны, обычно журналистка, которая помогала нам подготовить съемку.
Вся идея заключалась в том, чтобы добиться такого сочетания в каждой стране: иметь обычных женщин из разных слоев общества и женщин с более конкретным опытом. Но в итоге получалось так, что мы никогда не знали, что будет во время интервью, куда приведёт тот или иной вопрос, но всегда были открыты и готовы удивляться.
— Фильм «Женщина» позволила вам соприкоснуться с женскими ценностями. Каков их общий знаменатель?
— Если бы мне пришлось резюмировать наш проект одним словом, я бы сказал: устойчивость. Никогда не представляла, насколько стойкие и сильные женщины. Иногда это просто невозможно понять. И часто женщины, прошедшие через самые тяжелые испытания, самые стойкие. Это, как сказала одна из наших собеседниц, «как будто это заложено в нашей ДНК». Жизнь должна готовить нас ко многим вещам, которые нам придется преодолеть!
-Выявлять женские секреты должно быть нелегко. Как вы это сделали?
— Это требует времени. Наши интервью длятся два, а иногда и три часа. Потому что вы не можете вызвать доверие и копнуть глубоко, задав всего несколько вопросов. Это было больше похоже на сеансы терапии, чем на классические интервью. Мало-помалу женщина позволяет все глубже и глубже проникать в себя и выпускает то, что она никогда не думала, что сможет освободить. Кроме того, то, как мы снимали женщин на нейтральном фоне, без контекста, помогло создать атмосферу близости и доверия.
— В рамках проекта вы много путешествовали. Расскажите об этом опыте.
— В отдаленном районе Мозамбика. Мы привезли женщину из ее деревни в маленький городок, где устроили студию. Мы попросили ее подняться на лифте, а затем предложили ей сок с трубочкой, от которого она отказалась. Позже мы поняли, что она ни разу в жизни не видела соломинку и не умела через нее пить. Затем мы начали интервью, она сначала немного испугалась, но мало-помалу привыкла, начала делиться воспоминаниями и даже рассказала некоторыми подробностями о своей сексуальной жизни с мужем.
Все закончилось хорошо, в конце мы вместе перекусили, обнялись и попрощались. Наш водитель должен был отвезти ее в деревню, и она ждала его в вестибюле. Внезапно мы услышали ее крик. Она буквально впала в истерику! Когда наш переводчик попытался понять, что произошло, женщина объяснила, что пока ждала, она думала обо всем этом опыте: мы привели ее в очень странное место с лифтом, который она никогда раньше не видела, предлагая ей еду, которую она никогда не пробовала … и внезапно ей стало очевидно, что мы хотели накормить ее, убить и продать ее органы. Вот почему мы были так милы — чтобы обмануть ее! Нам пришлось потратить больше часа времени, чтобы успокоить ее и объяснить, что никто не причинит ей вреда … Но это воспоминание показывает мне, насколько разным может быть восприятие вещей: вы думаете о том, что сделали все возможное, чтобы поприветствовать кого-то, а человек чувствует себя полностью подавленным этим.
— Расскажите о самой важной женщине в вашей жизни?
— Моя мать — мой образец для подражания. Я думала, что единственный такой фанат своей мамы, но благодаря фильму я обнаружила, что нас несколько миллионов! Я думаю, что многое у меня от моей матери: женщина, родившаяся и выросшая в Армении, переехала в Украину, когда ей было 17 лет, и начала все самостоятельно, вышла замуж за русского мужчину против воли родителей, родила двоих детей, работала иногда на трех работах одновременно, чтобы выжить, и очень преуспела в жизни, создав собственную большую компанию.
Мне никогда в жизни не приходилось так много бороться, но моя внутренняя сила и уверенность в себе явно благодаря тому примеру, которым была для меня мама. Она всегда говорила мне, что я могу добиться всего и быть на вершине мира! И вот как я оказалась там, где я сейчас.
— Что вы хотите донести до людей?
Я хочу, чтобы стойкость и сила женщин были замечены каждым человеком в мире. Я хочу, чтобы женщины перестали сомневаться и начали верить в себя, и я хочу, чтобы мужчины лучше понимали нас.
Подводя итог в одном предложении: мы хотим, чтобы каждая женщина во всем мире почувствовала себя знаменитой благодаря этому фильму. И я думаю, что в эти особые времена, которые мы все переживаем, когда границы закрываются и люди боятся других людей, нужно больше проектов, подобных нашему, которые объединяют нас и показывают, насколько мы близки и взаимосвязаны, и не COVID, ни другая пандемия не может это изменить!
Читайте также: США VS. ФРАНЦИЯ: 7 КЛЮЧЕВЫХ МОДНЫХ ПРИЕМОВ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ “ЭМИЛИ В ПАРИЖЕ”