Закрыть
UA
Мода

Small Talk: художница по костюмам Леся Патока о новом проекте ЗАПАЛ

Поделись:

Документальный проект ЗАПАЛ цель показать каждому, что такое аутентичная украинская культура. Древняя и глубокая, живая и актуальная. В рамках проекта Ната Жижченко (Onuka), Евгений Клопотенко и Леся Патока отправляются в экспедицию по Украине, чтобы узнать больше об украинской музыке, кухне и стиле. Художница по костюмам Леся Патока делится своими впечатлениями от проекта.

Когда вы поняли, что вы украинка?

Это такой сложный вопрос. У меня никогда не было проблем с самоидентификацией: я всегда осознавала, что я —у

Мне кажется, что с началом полномасштабной войны чувство самоидентификации очень сильно обострилось и сейчас немного зашкаливает по всем датчикам. Сейчас хочется кричать об этом везде, потому что есть ощущение невероятной гордости, что ты относишься именно к этой фантастической нации.

Расскажите о культурной экспедиции в рамках проекта ЗАПАЛ.

Моя экспедиция длилась три дня. У меня была очень крутая команда: были все ребята (операторы, гафферы, режиссер, водитель) и я одна девушка. Я помню это чувство, когда утром еще темно и ты залезаешь в бус, одеваешь патчи и говоришь: «Разбудите меня, когда мы будем подъезжать, чтобы я могла накраситься». (Улыбается.) Ребята меня берегли, старались не переохлаждать. Мне очень повезло с командой, потому моя экспедиция была очень теплая. Я много читала, чтобы узнать как можно больше информации перед встречей с творцами и художниками. Но все равно, когда мы начинали с ним говорить, они рассказывали такие вещи, в которые было просто трудно поверить, которые очень сильно поражали. На самом деле мы встретились с гораздо большим количеством художников, чем есть в первой серии. Я надеюсь, что этот материал выйдет в другой части и мы покажем все наше путешествие. Эта экспедиция дала мне понимание, что меня действительно еще чем-то поразит и это очень круто.

Какое главное открытие вы сделали во время этой экспеиции?

Меня очень поразил мастер, который плетет козырьки. Я была нереально удивлена, что это человек, который не только создает свой продукт, но и сам выполняет полный цикл производства. Он не просто заготавливает пшеницу для того, чтобы плести козырьки. Он специально пашет поле, сажает пшеницу, потом собирает ее, отделяет зерно от стебля и затем делает заготовки. Каждый стебель нужно пропустить через специальный агрегат, который он сам создал, чтобы он стал плоским и только после этого с него можно начинать плести. А когда доплете, то изделие должно высохнуть, и дальше везет его на продажу. Я была просто в шоке сколько ручной работы, души и любви вложено в эту шляпу, которая стоит 600 грн. Это просто нереально и мне все еще щемит сердце, что это фантастическая ручная работа и хотелось бы, чтобы она была оценена по достоинству и люди ее действительно ценили.

Относительно других художников и художниц. Очень сильно перевернулось осознание контента, который ты хочешь потреблять. Стало гораздо меньше каких-то лишних вещей, каких-то заграничных фотосессий, ты больше углубляешься в историю, в какие-то винтажные маркеты. Я начинаю подписываться в Инстаграмме на невероятное количество мастеров и мостиков, которые создают украинские ожерелья, куют дукачи, делают по заказу пояса, продают плахты и винтажные рубашки, за которыми просто уже идет реальная охота. Как сейчас невероятно возросла в ценности вся эта продукция и люди хватаются, чтобы сохранить наше наследие и кусочек наших традиций. Это очень вдохновляет, чтобы не забывать и гордо носить все эти вещи и переосмысливать, в том числе.

Что нового вы узнали об украинской культуре в этом путешествии?

Каждый мой герой рассказывал какие-то такие удивительные вещи, когда думаешь: «Блин, а Google этого не знал и не говорил…» (Улыбается.) Например, когда мы были в Обухове и художница рассказывала об обуховских полотенцах, именно как мало осталось вышивающих их художниц. Эти полотенца большие и объемные. Когда она сказала, что одно полотенце можно вышивать до трех лет — ты не можешь поверить насколько это кропотливый труд, сколько там любви, ночей, испорченного зрения. После этого я понимаю сказанную ею фразу: «Мы очень редко их продаем». Потому что количество жизни вложенной в эту вещь не эквивалентно никаким деньгам.

 

Давайте немного о «материальном», у вас дома есть вещи, которые, по вашему мнению, впитали украинскую ДНК?

У меня много интересных историй. Например, мой отец имеет рубашку прадедушки. На ней немного вышивки, она чисто мужская и очень красивая. Когда он был молод, носил ее. Он был стройный роскошный парень, а сейчас немного поправился, но все еще роскошный. Год назад он обратился ко мне и говорит: эта рубашка будто протрухла, но вышивка осталась цела, или ты не можешь мне сшить такую ​​стилизованную тенниску и добавить вышивку, я буду с гордостью ее носить. Я приехала к своим портних, объяснила всю эту историю, мы осторожно выпороли эту вышивку, я заказала ему лен, пригласила его на примерку и сшила. Он надевает эту тенниску на праздники: в День Независимости, в День Знамени и в День Конституции. Он очень гордится и каждый раз посылает мне селфи в ней и говорит, что он меня очень любит и благодарит за то, что я ее спасла для него.

Если говорить о каких-то лично моих вещах, то больше всяких интересных артефактов хранится на студии после съемок. Потому что за все время, сколько я создаю на территории Украины, у меня действительно сохранились какие-то кожухи, удивительные жилетки и т.д. За некоторыми вещами требуется специальный уход и у меня бывали ситуации, когда я просто понимала, что не могу приложить свои руки для правильного ухода за этой вещью и стоит отдать ее бесплатно коллекционерам. Я легко с этим прощаюсь для того, чтобы кто-нибудь другой мог его сохранить.

Недавно на португальской барахолке я приобрела и привезла в Украину невероятные вазы, которые я увидела и сказала: «Боже, это могло было быть в Украине, это фантастика». Мне все равно, где это было сделано, настолько я чувствую, что это супер украинская вещь.

Чтобы вы посоветовали посмотреть, почитать, отведать, попробовать человеку, чтобы по-новому открыть украинскую культуру?

Во-первых, я посоветовала бы посмотреть первый выпуск «Страстей». Я очень ждала этого проекта. Когда я увидела впервые тизер — расплакалась.

Я очень люблю проект СЛУША «Вспышка» — это вообще моя любовь. Благодаря нему можно по-другому посмотреть на всю культуру, он касается очень разных ее точек.  Я советую его к просмотру всем, кто не видел. Если же тебя какая-то тема заденет, то ты можешь самостоятельно углубиться в нее. «Вспышка» дает такой классный экскурс по всему, что происходило вокруг нас до полномасштабного вторжения и все еще остается актуальным после.  

Количество украинской музыки сейчас просто зашкаливает. Следует не лениться: если тебе понравился трек – нужно переходить по ссылке на похожие, на подборки от Spotify или YouTube Music, Apple Music и слушать, пополнять свой плейлист новыми треками, делиться с друзьями своими находками.

Все и так знают, что Ната – моя любовь, я очень ею горжусь. Горжусь, что у нас есть такой крутой украинский контент и музыка, за которую не стыдно во всем мире.

Что касается кухни, то стоит не полениться и подписаться на Женю Клопотенко. Даже когда тебе кажется, что это нифига не миксуется и как это вообще может быть съедобно, то, что он предлагает обычно радикальное, но очень вкусное. Я думаю, что его рецепты могут разбавить нашу обычную и привычную кухню.