Украинский режиссер Семен Горов< /strong> презентовал короткометражный документальный фильм «Воспоминание о будущем». Эта лента – авторский документальный короткометражный фильм Семена Горова об украинских художниках и их творчестве в их родных городах во время войны. Целью проекта является помощь творческим личностям и поддержать их в сопротивлении, что они оказывают, вдохновить людей не опускать рук, несмотря ни на что мечтать и верить в будущее. Лента показывает краткие истории художников, выраженные в танце и музыке. Больше о работе над фильмом и режиссерских буднях во время войны он рассказал арт-журналистке Дарыи Кибец.
Расскажите о героях Вашего документального фильма «Воспоминание из будущего».
Главным героем, безусловно, является Игорь Поклад – гениальный композитор, герой Украины. Год назад, после полномасштабного вторжения, моя подруга Маруся Лиманская, являющаяся соавтором сценария, выслала мне музыку. Это была пьеса «Спомин» в исполнении Народного оркестра национальных инструментов, которую Игорь Поклад написал очень давно. Пьеса очень меня растрогала. В настоящее время в информационном пространстве появилось известие, что композитор с супругой находится под оккупацией в Ворзеле. В его доме находился штаб вражеской бригады, а они с женой и друзьями сидели в подвале. Так что меня зацепили за живое и история, и музыка. Начал формироваться замысел фильма. Во-первых, мы уехали в Харьков, где нашими героями стали Юлия Чурсина, Мария Чикнаберова. Юлия – танцовщица современной хореографии. Она танцевала в метро, где жители ночевали, прячась от опасности. Так она рефлексировала по всему происходящему. Затем мы отправились в Одессу, где нашли Дениса Липатникова и Наташу Моисееву. Они тоже танцуют контемпорари, Наташа ставила представление во время напряженной ситуации в городе. Таков и был замысел фильма – герои выражают себя и свою боль из-за танца под музыку Поклада в непокоренных городах. В Харькове съемки проходили в районе Салтовки, где были слышны громкие взрывы, а в Одессе – возле Оперного театра, где было почти безлюдно, на Потемкинской лестнице, рядом с памятником Дюку, обложенным мешками. Еще один наш герой – танцовщик Ярослав Кайнар – рассказал, что после 24 февраля встал вопрос, нужна ли вообще эта профессия, что такое танец в наши дни. Но мы с ним поехали в Ирпень, в дом культуры, где, как бы Ярославу ни было сложно, записали его танец. Также снимали господина Поклада в Ворзеле, в том же подвале, где ему пришлось пережить все ужасы. Наш фильм о том, как художники могут сопротивляться и есть ли место искусству во время войны. Я бы назвал картину молитвой о счастливом будущем Украины. Лично для меня сложнее всего было закончить работу, поставить точку в этой истории, ведь большая война продолжается.
Фильм «Воспоминание о будущем» вдохновляет художников продолжать верить, мечтать и творить. А что сейчас, после года полномасштабного вторжения, вдохновляет вас?
Меня вдохновляют сопротивляющиеся украинцы, международная поддержка, моя семья, которая все время была со мной в Киеве, мои друзья, которые остались здесь – кто-то на фронте, кто-то помогает, кто-то творит. Но больше всего вдохновляет вера в Украину. Мы с соседями договорились, что после победы мы устроим праздник на улице на Подоле, перекроем движение транспорта и сделаем небольшой карнавал. В кафе поблизости согласились бесплатно угощать участников кофе, пивом. Хотим устроить праздник на всю улицу.
Кстати, о соседях, но других… Вы много снимали русских знаменитостей в своих мюзиклах. Поддержали ли они вас во время полномасштабной войны?
Часть из них уехала из России, таким образом поддержав Украину, а оставшаяся часть разделена. Одни тихонько в мессенджере пишут «Держитесь», но не больше. Они переполнены страхом и ждут, что все как-то кончится само собой, на что я всегда говорю, что без их усилий этот ужас никогда не кончится. А с некоторыми просто прервалась связь, да это и к лучшему.
Каким был последний проект до 24 февраля 2022 года?
Последним проектом был фильм «Приключения Святого Николая» в 2019 году, это кинолента для детей, которую мы показываем и сейчас в детских центрах, пытаясь помочь детям, поцелованным войной, которые пережили очень много, остались без родителей. То есть фильм продолжает жить, он о надежде, о вере в чудо. А моя новая лента «Воспоминание о будущем» – это первая попытка в жанре документального кино, хотя сейчас жанры вообще сложно определить. Все, что ты творишь, подпадает под жанр трагедии. Но хочется какой-нибудь надежды, солнца. Уверен, мы все сейчас ждем весны и победы.
Наибольшую популярность и узнаваемость вам принесли мюзиклы. Думаете о том, чтобы снять мюзикл в будущем?
Возможно. Но говоря о жанрах, как раз жанр мюзикла в последнее время утратил популярность. Теперь, чтобы снять мюзикл, нам нужна победа. Поэтому надеюсь, мюзикла быть, даже если его сниму не я, это не так уж важно (улыбается).
Все больше людей стремятся познавать украинскую культуру, но не знают, с чего начать. Дайте совет таким людям, с чего начинать знакомство.
Я бы советовал все-таки заглядывать в будущее. Представляю Украину европейской страной, которая в авангарде современных, я бы даже сказал футуристических, тенденций. Конечно, это невозможно без знания своих корней, истории, этноса, фольклора. Но я мечтаю о будущем, о том времени, когда в Украину будут приезжать люди, чтобы увидеть украинское кино, танец, услышать украинскую музыку, почитать украинских писателей и просто побыть здесь, как в месте не покорившейся силы. Именно такое будущее у нас впереди, я уверен.
Читайте также: О ЧЕМ ЖЕНЩИНА МОЛЧИТ: НАДЕЖДА ПАРФАН, РЕЖИСЕРКА , ЛАУРЕАТКА БЕРЛИНАЛЕ-2023