UA
RU

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса

Редагувати переклад
Искусствовед Анна Коршун продолжает знакомить читателей Marie Claire с современным искусством.

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса-Фото 1

Окно в небо от Джеймса Таррелла, бесконечность пустыни от Дуга Уилера, картины Мэри Корс, заполняющие пространство светом. Эти творцы — одни из пионеров художественного течения «Свет и Пространство» (Light & Space movement), которое возникло в 1960-х в США, в Калифорнии, и сразу же превратилось в культурный феномен. Художники, смело экспериментируя с объемом, масштабом и светом при создании своих произведений, позволили зрителю погрузиться в собственные эмоции и переживания. Человеческое восприятие стало главным фокусом их творческого пути.

Читайте также: Всемирный день искусства. Отмечаем его лучшими цитатами

 

Джеймс Таррелл (James Turrell)

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса-Фото 2

Свет и пространство –  именно эти, казалось бы, простые явления, лежат в основе творчества Джеймса Таррела. Манипулируя светом, как скульптор играет с глиной, он создает уникальные инсталляции, при взаимодействии с которыми иллюзии становятся реальностью.

То, что на первый взгляд выглядит как куб, оказывается всего лишь грамотно спроектированными в пространство световыми лучами; то, что представляется окном в небо —  на самом деле световая инсталляция. Творчество Джеймса Таррела находится на грани научных исследований человеческого восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Работы художника убеждают: не всегда то, что мы видим – объективно, иногда восприятие играет с нами.

 

Дуг Уилер (Doug Wheeler)

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса-Фото 3

Дуг Уилер, прежде всего, прославился благодаря иммерсивным инсталляциям, созданным путем полной архитектурной модификации пространства. В основе его творчества лежит исследование того, как зритель воспринимает «пустое пространство» и взаимодействует с ним.

В своих работах художник при помощи света (а иногда и звука), воспроизводит ощущение бесконечности. Таким образом Уилер превращает обычную комнату в чувственное абстрактное пространство, в котором свет и звук словно приобретают некую физическую форму. Например, в одной из своих инсталляций он использовал специально разработанную установку, которая в стерильно белой комнате практически полностью поглощала шум, создавая уникальную иммерсионную среду для зрителя, воспроизводящую оптическое и акустическое ощущение напряженности и неподвижности в Пейнтед-Дезерт, Аризона,  что в переводе означает «раскрашенная пустыня».

Страсть Уилера к величию необъятных просторов и их восприятию возникла благодаря его опыту полетов с отцом над пустыней в Аризоне в раннем детстве. В этом он увидел целый мир возможностей для визуального искусства и это привело Уилера к его главной творческой цели. Для него она заключается в том, чтобы переосмыслить и изменить восприятие зрителем окружающего мира.

Читайте также: Способы понимания современного искусства: взгляд художника

 

Роберт Ирвин (Robert Irwin)

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса-Фото 4

Роберт Ирвин — еще один творец, для которого свет, энергия и пространство являются основными элементами творчества. Целью его произведений, скорее, является смещение фокуса на бессознательное восприятие объекта в специально созданном пространстве, нежели сознательное толкование происходящего. Ирвин не дает ответов, а скорее создает атмосферу, в которой каждый зритель найдет их. И для каждого они будут разные. 

Художник создает абсолютно разные формы – от простого окрашивания стен до создания комнат при помощи холстов. В них он размещает флуоресцентные лампы, покрытые цветным гелем для смягчения их света и создания более интимной обстановки, что помогает зрителю полностью погрузиться и прожить индивидуальный опыт.  Таким образом Ирвин умело создает уникальные инсталляции и манипулирует восприятием смотрящего. Именно зритель является главным элементом в его работах, поскольку эмоции и ощущения и есть истинная форма искусства.

 

Ларри Белл (Larry Bell)

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса-Фото 5

На протяжении всей своей карьеры Ларри Белл занимался исследованиями свойств света и его взаимодействия с предметами и пространством, особо увлекшись этим направлением после встречи с Робертом Ирвином. Экспериментируя с природой предметов, Белл разработал особый творческий подход, который отличается спонтанностью, интуицией и импровизацией.

В начале своей карьеры Белл увлекся процессом прохождения света через кубические скульптуры со специальным напылением внутри. Для него это была возможность представить зрителю суть света, заключенного в пространстве. Благодаря специально разработанному покрытию свет отражался, проходил насквозь и поглощался одновременно. Позже художник начал создавать инсталляции, используя большие листы стекла, которые благодаря особой технике практически растворялись в воздухе и создавали иллюзию невесомых объектов.

Белл постоянно экспериментировал с формами и материалами. Например, его инсталляция «Легкий узел» создает у зрителя ощущение, что элементы работы перетекают и сливаются в единое целое с пространством. Все находится в непрерывном движении и оживает от малейшего взаимодействия с воздухом. Волнообразные скульптуры сливаются не только с пространством, но и со зрителем, который отражается в работе и становится един с окружением.

Читайте также: Хрупкое искусство: что произойдет, если случайно уничтожить экспонат в музее

 

Мэри Корс (Mary Corse)

Свет и пространство: как калифорнийские художники создают у зрителя ощущение парадокса-Фото 6

Мэри Корс — одна из немногих женщин-художниц, связанных с калифорнийским Light & Space movement. На протяжении всей своей карьеры Корс экспериментировала с различными методами физического наполнения светом своих картин. Электрический свет, глина, стеклянные микросферы — при помощи всего этого она создавала простые геометрические конфигурации, придающие особую структурность внутреннему люминесцентному пространству ее картин.

Уникальный визуальный язык Корс сформировался благодаря одновременному  увлечению модернистской живописью с ее разнообразием от монохрома до обилия цветовой палитры, и исследованиями в области квантовой физики и различных «художественных» материалов — от флуоресцентного света, оргстекла до металлических хлопьев, стеклянных микросфер и глины. Благодаря всему этому, Мари Корс позволяет зрителю при помощи картины почувствовать то, как свет рассеивается в пространстве, которое они занимают.

Анна Коршун (Christie’s Education New York, член Tate North American Acquisition Commitee), экспертно-коммуникационная группа «Импульс» и команда Marie Claire Ukraine готовят для читателей специальную серию публикаций о современном искусстве.

Статьи по теме