Спецпроекты:

Общество

Пить, гулять и веселиться: 8 способов убежать от реальности и серых будней

О том, какими способами на протяжении всей своей истории люди пытались убежать от реальности, задумалась Анна Кондратенко. Тема особенно актуальна для тех, кто мучительно возвращается к работе после затяжного веселья.

вакханалия

Недовольство заведенным порядком жизни проявилось еще на заре истории человечества. Стремление уйти от действительности даже получило свое название – эскапизм. Например, в рациональном обществе древних греков лазейкой для бегства от забот были вакханалии, устраиваемые в честь бога вина Диониса и оправдывавшие самое разнузданное поведение. Хотя с точки зрения закона эти сборища были не санкционированы.

Но вакханатов, особенно женщин, это не останавливало. Древнегреческие матроны, бытие которых ограничивалось домоводством и раздачей указаний рабыням, с особой страстью пускались во все тяжкие. Фанатки Диониса бежали в леса-горы, чтобы там вдоволь оттянуться: в полубессознательном состоянии они носились по окрестностям, отпугивая местных жителей плясками и животными жертвоприношениями.

Не обходилось и без сексуальных утех – иногда с добровольцами, иногда – со взятыми силой несчастными. «Бегом спасались мы от вакханок, а то бы разорвали», – писал Еврипид в трагедии «Вакханки». Не в меру буйных отряды обученных юношей силой уволакивали с мест преступления, а затем отпаивали отрезвляющим зельем.

Средние века не были такими уж мрачными: католическая церковь заботилась, что ее паства не скучала, предлагая отмечать 80 праздников в год!

Религиозный эскапизм был на подъеме. Если не было сил терпеть сварливую женушку, вы легко могли отправиться в паломничество и провести в скитаниях полжизни – подальше от семейных обязанностей. Вояжи обычно совершались под христианским лозунгом «Оставь все и следуй за мной».

Читайте также: Хорошая жена: правила современного брака

Например, будущий святой Франциск Ассизский был типичным представителем средневековой «золотой молодежи», но одним махом покончил с разгульной жизнью, отказавшись от мирских благ. И все это в пику отцу, с которым у него произошел конфликт: «Я желаю служить одному Господу и отказываюсь от всего имения отца и от одежды, которую от него получил», – заявил он и для усиления эффекта прилюдно обнажился. А затем долго слонялся по окрестностям, прежде чем вошел в историю основателем нищенствующего ордена.

Франциск Ассизский

Был еще один способ отпочковаться от ненавистного сословия — примкнуть к маргинальной группе странствующий менестрелей. Эти ребята скитались по стране, исполняя песни для королей и герцогов и очаровывая дам. Они должны были смешить богатую публику – например, вот так: «Один прыжок, один свисток и один пук-пук». Это слова из песни, исполняемой при дворе короля Генриха II мелким феодалом Роландом Пердуном. Туалетный юмор был близок не только создателям голливудских комедий!

Где-то к концу XV века людское племя пришло к выводу, что каждый человек имеет право на счастье и свободу. И сразу оказалось, что социум устроен из рук вон плохо… Идеологом рая на земле стал Томас Мор, написавший знаменитую «Утопию» (полное название звучит не слишком самокритично – «Самая полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка…»). Тогда всерьез обсуждали государственное устройство вымышленного острова Утопия, где нет денег, налогов, рабочий день длится несколько часов, а затем все жители отправляются вести философские беседы за чашечкой чая.

Так зародился социальный эскапизм. А если вы думаете, что свободную любовь придумали хиппи, то сильно ошибаетесь. Более чем за сто лет до них в округе Онейда американского штата Нью-Йорк появилась коммуна, где проповедовали общность жен и имущества, а детей воспитывали скопом. За отлынивание от общественных работ лишали секса. Коммуна оказалась экономически успешной и даже выпускала товары на экспорт. Она просуществовала 30 лет – до 1881 года и насчитывала 300 человек. Сегодня ее реорганизовали в… акционерное общество, а столовые приборы под маркой Oneida Limited успешно продолжают жить.

Читайте также: Мечтатели: новое движение тви

К концу XVIII века начинается бегство от индустриализации. Хороший тон — устраивать пикники на природе или часами предаваться раздумьям, созерцая ландшафты. Из пушкинского «Евгения Онегина» мы узнаем, как однообразна жизнь светского аристократа с его тщетными попытками избавиться от хандры. Знать убивала время, как могла – крутила романы или созывала гостей на спиритические сеансы. Из уст в уста передавались слухи примерно такого толка: «У графини N прошлого вечера дух играл на скрипке, танцевали стулья и летали пепельницы». Для веривших во всю эту чертовщину духи играли роль справочной службы – у них пытались выведать, например, где провела вечер жена.

Евгений Онегин

На сломе XIX и XX столетий творилось что попало: европейцы погрузились в оккультизм и восточные религии. Реальность оказалась на задворках. Мистик Алистер Кроули создал коммуну, провозгласив ее религией секс, наркотики и магию (лавочку прикрыли после того, как один из адептов умер, напившись кошачьей крови). Постимпрессионисты мечтали об эпохе Возрождения. Декаденты и богема погрузились в фантазии, подогревая воображение абсентом и опиумом. Сиропами с морфином баловались мамаши, заодно утихомиривая ими своих буйных чад (к этому открыто призывали рекламные плакаты). Ученые, артисты и художники открыли для себя мескалин, а популярный тонизирующий напиток «Вино Мариани» с экстрактом листьев коки полюбили фантасты Герберт Уэллс и Жюль Верн.

Пережив две мировые войны, общество нуждалось в перезагрузке. И ею стало Средиземье — вымышленная Вселенная оксфордского профессора Джона Толкина. После публикации «Властелина Колец» мир помешался на эльфах и хоббитах. Движение хиппи узрело в Толкине единомышленника, считая, что в книге отображено современное несправедливое устройство общества, а кольцо всевластия и вовсе символизирует ядерную бомбу.

Ну и пошло-поехало: субкультуры сменяли одна другую, рок-музыканты уходили в астралы прямо на сцене, как это было с Сидом Бареттом из Pink Floyd – он молча стоял перед толпой фанатов, пока остальная группа продолжала играть. Ах да, появился Интернет и компьютерные игры – теперь бежать от реальности стало совсем просто. Самые сознательные с головой погрузились в работу. А что? Уже существует термин «рабочий эскапизм» – как ответная реакция на проблемы в личной жизни и окружающую реальность.

Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Еще нет аккаунта? Регистрация


Вход

Забыли пароль?

Уже есть аккаунт? Вход


Регистрация