Диджитализация арт-рынка: как карантин ускорил процессы и спровоцировал новые форматы

Как повлиял на ситуацию карантин, Marie Claire рассказывает искусствовед, член Tate North American Acquisition Committee, Анна Коршун.

Видеть произведение искусства на фото/видео и видеть его же воочию – это два разных процесса восприятия. Именно поэтому многочисленные копии и принты шедевров мирового культурного наследия никогда не снижали поток посетителей в музеи, где экспонируются оригиналы. Более того, онлайн-экскурсии по музеям и презентации работ в интернете в значительной мере способствуют тому, что арт-туристы посещают музей или галерею офлайн.

[caption id="attachment_595045" align="alignnone" width="980"] photo: © Rikard Österlund[/caption]

Смена парадигм

Долгое время сеть музеев Tate оставалась законодателем, трендсеттером в части презентации искусства интернет-сообществу. Создав одним из первых информационный сайт в 1998 г, команда музея постоянно усовершенствовала его функционал, и сегодня это крупная мультимедийная платформа, которая дает доступ ко всем произведениям искусства коллекции Tate (более 70,000 наименований), архиву, специализированной библиотеке, обширной базе интервью, подкастам, видео-визитам в мастерские художников, интерактивным учебным курсам, прямым трансляциям с выставок и обучающе-развлекательным материалам для детей. Интернет-платформа музея была признана лучшей в своей категории, стала примером, который изучают в Гарвардской бизнес школе, подходы Tate применяют наиболее прогрессивные музеи и галереи мира.

Читайте также: ПЯТЬ АСПЕКТОВ АМЕРИКАНСКОЙ АРТ-ИНДУСТРИИ

В то же время, даже самые «оцифрованные» участники арт-индустрии не рассматривали вариант оперативного перехода полностью в онлайн и отказа от очных экспозиций. Введение карантина побудило лидеров рынка оперативно искать и внедрять новые подходы, которые могли бы обеспечить текущую работу арт-институций, а в некоторых случаях и защитить от крупных финансовых потерь, неизбежных из-за невозможности выполнить ранее взятые обязательства.

[caption id="attachment_595046" align="aligncenter" width="223"] Дэвид Цвирнер[/caption]

Так, например, один из лидеров арт-рынка, дилер Дэвид Цвирнер (David Zwirner Gallery в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Гонг-Конге) начал активно дорабатывать свою интернет-площадку, внедряя новые форматы презентаций и коллабораций. Интересно то, что он создал виртуальный "шоурум" в 2017 одним из первым, а изоляция и новая реальность спровоцировала необходимость в стремительном развитии этого виртуального пространства, и на сегодняшний день его платформа стала примером для других. В течении первого месяца карантина в Нью-Йорке он запустил несколько инициатив по онлайн-продажам, одна из которых повлекла за собой существенный изменения принципах и подходах к арт-бизнесу. На данный момент его подход к онлайн-пространству признан успешным, и многие конкуренты стали внедрять подобные инициативы в свой бизнес. Более того, Цвирнер прогнозирует уменьшение потребности в художественных ярмарках в классическом формате.

Инновационный подход Цвирнера к онлайн-пространству заключается в том, что он одновременно усовершенствовал собственную площадку, акцентируя внимания на художниках, с которыми он тесно сотрудничает напрямую, а также предоставил свою онлайн-площадку для молодых галерей и галерей среднего уровня, таким образом стирая грань конкуренции и переводя эти отношения в рамки сотрудничества.

[caption id="attachment_595049" align="alignnone" width="980"] flash---art.com/[/caption]

Таким образом, проект "Studio", в котором рассказывают о практике художников-современников, как бы у них "в студии", стартовал с презентации снимка немецкого фотографа Вольфганга Тиллманса, созданного специально под эту инициативу. А программа "Exceptional Works" предназначена для показа одной крупной работы со вторичного рынка за раз, и дебютировала с картины из серии "Посвящение площади" 1959 года немецкого и американского художника Джозефа Альберса.

"Studio" будет доступна каждому, кто оставит свой адрес электронной почты, а "Exceptional Works" - лишь для клиентов галереи по приглашению, а цены предоставят по запросу. В интервью Artnet News Дэвид Цвирнер объяснил, что видит это, как момент для того, чтобы изменить мнение об искусстве в онлайн-пространстве.

Читайте также: ПЯТЬ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, РАБОТЫ КОТОРЫХ ВПЕЧАТЛЯЮТ СВОЕЙ СМЕЛОСТЬЮ

Но возможно одним из самых главных новшеств введенным Цвирнером является инициатива под названием "Платформа". Запуск программы произошел в апреле, и она моментально была признана успешной. Суть этой платформы заключается в том, чтобы оказать поддержку и помощь молодым галереям и галереям среднего уровня в момент кризиса. "Платформа" представляет собой виртуальный шоурум на базе онлайн-платформы галереи Цвирнера в котором молодые прогрессивные галереи представят одного художника из своего списка. Кроме прогрессивности взглядов, галереи объединяет город, в котором они находятся и то, что они являются "соседями, друзьями и соратниками" галереи Дэвида Цвирнера.

3 апреля Нью-Йорк стал первым городом, и к этому проекту присоединились такие небольшие галереи, как 47 Canal, Company, David Lewis, Essex Street, Queer Thoughts и другие. После успешного запуска, Цвирнер решил расширить этот проект, и каждый месяц виртуально открывать шоурумы в других городах-лидерах арт-рынка, и на сегодняшний день "Платформа" активна в Лондоне, Лос-Анджелесе и 22 мая запускается объединенная платформа для Парижа и Брюсселя.

[caption id="attachment_595050" align="alignnone" width="980"] artviewer.org[/caption]

Спустя время, два других мега-дилера - Лари Гагосян и Джефри Дайтч - решили объединиться еще с 60 галеристами и арт-дилерами и запустили единую GalleryPlatform.LA, которая представляет собой единое пространство, где можно приобрести работы из разных галерей Лос-Анджелеса.

Любопытно то, что подобные онлайн-пространства привели к большей прозрачности арт-рынка в плане цены. Если раньше, для того что узнать стоимость работы в галерее, нужно было обратиться к сотруднику, побеседовать с ним и, возможно, узнать стоимость, если они посчитают нужным ее сообщить. Как правило, интрига сохранялась довольно часто, и стоимость работ раскрывалась только клиентам - существующим или потенциальным. На данный момент на подобных платформах цены стали общедоступными.

Читайте также: НА БАЛЕТ: КАК ВЫБРАТЬ СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ ВАМ ПОНРАВИТСЯ?

Мировые арт-ярмарки

Арт-ярмарки (art fairs), одни из главных коммерческих событий в арт-мире, тоже столкнулись с новыми трудностями из-за короновируса, в силу отсутствия возможности проводить их в традиционном формате. Первым ушел в сеть Art Basel Гонг Конг, который должен был проходить в марте: как раз когда был пик заболеваний в регионе. Изначально организаторы отменили мероприятие полностью, но оценив все возникшие риски для бизнеса, решили-таки создать онлайн-платформу и проводить ярмарку дистанционно. Эту ярмарку сложно назвать успешной, так как было очень много недочетов как с технической стороны, так и со стороны коммуникации компании. Всеобщее замешательство в обществе из-за неопределенности будущего также сказалось на продажах: покупательская активность была низкой.

Тем не менее, организаторы Frieze Art Fair в Нью-Йорке все же последовали примеру коллег, учли их ошибки и приняли решение не отменять мероприятие, провести его онлайн. В силу того, что у них было гораздо больше времени на разработку платформы, привлечение клиентов и постепенно начали стабилизироваться настроения в обществе – мероприятие прошло успешно как по оцен - кам участников, так и по результатам продаж.

[caption id="attachment_595052" align="aligncenter" width="660"] news.artnet.com[/caption]

В силу специфической локации ярмарки Frieze на острове Рэндалл, куда нужно было добираться с Манхеттена на пароме, некоторые коллекционеры шутили, что наконец-то Фриз нашел более удобную локацию в виде экрана смартфонов и компьютеров. Коллекционеры получили доступ к подборкам работ от 200 галерей со всего мира. Картины, работы на бумаге можно было видеть в так называемой виртуальной "комнате для просмотра", а скульптуры и объемные работы - на фото. Онлайн-версия ярмарки проходила дольше, чем в обычном формате (два VIP-превью-дня и неделя для общего доступа). В какой-то степени, онлайн-версия ярмарки вернулась к истокам и превратилась в трейд-шоу, где нет большого разнообразия сопутствующих событий: ужинов, вечеринок, тематических встреч. Организаторы Frieze Art Fair предложили галереям-участникам полностью возместить затраты, связанные с участием в ярмарке, и бесплатное участие на онлайн-платформе.

Читайте также: #CORONAVIRUSART: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО О НОВОМ ВИРУСЕ

Сюжеты и сделки первой онлайн - Frieze Art Fair

Как и в предыдущие годы, крупные галереи сообщили об успешных продажах в первые часы VIP-превью. Так, команда Gagosian Gallery сообщила о продаже всех представленных работ Катарины Гроссе, а Hauser & Wirth - 16 работ, созданных художниками по теме пандемии (самая дорогая из них - Джорджа Кондо - продана за 2 миллиона долларов). Небольшие галереи сообщили также об успешных продажах. Например, в Maria Bernhaim (Цюрих) сообщил о полной продаже работ восходящей звезды Сары Слаппей в ценовой категории $2,500 - $10,000.

D целом, ТОП-5 самых дорогих работ выглядит так:

1. «Дистанциирующиеся фигуры» Джоржа Кондо (Distanced Figures 3, George Condo), 2020, продана за 2 миллиона долларов галереей Hauser & Wirth;

[caption id="attachment_595053" align="alignnone" width="916"] collecteurs.com[/caption]

2. Зарисовка на работу П. Рубенса "Минерва, защищающая Мир от Марса" художника Леона Коссоффа (Leon Kossoff Study from "Minerva Protects Pax from Mars" by Rubens), 1981, была продана за $1.8 миллионов галереей Piano Nobile;

3. «Метаc III» художника Эль Анатсуи (El Anatsui’s Metas III), 2014, продана за $1.5 миллионов Acquavella Galleries;

4. «Тревожные мужчины» Рашида Джонсона (Rashid Johnson, Untitled Anxious Men), 2014, продана за $650 000 галереей Hauser & Wirth;

5. «Вероника» художницы Элис Нил (Alice Neel, Veronica), 1980, продана за $550 000 галереей Дэвид Цвернер.

«Звездный час» IT и технологий дополненной реальности

На сегодняшний день Art Basel, который должен был проходить в июне бы перенесен предположительно на 14-20 сентября с VIP-превью 14-17 сентября и общим доступом 18-20 сентября, будет проходить онлайн 19-26 июня, и участие также бесплатно для галерей, которые планировали участие и сделали все соответствующие взносы для этого, а также для посетителей. Конечно, онлайн-опыт не сравнится с арт-ярмарками оффлайн, встрече старых друзей со всего мира и новыми знакомствами, путешествиями в разные точки мира от Лос-Анджелеса до Базеля и Гонг-Конга. Но в ситуации тотальной изоляции онлайн-ярмарки и выставки стали достойной альтернативой, «лучшей чем ничего».

[caption id="attachment_595054" align="alignnone" width="980"] nytimes.com[/caption]

Интересно то, что менее масштабные художественные ярмарки пытаются внедрить технологии компьютерных игр и предоставить посетителям "передвигаться" в виртуальном пространстве, нежели просто просматривать изображения картин. Но учитывая, насколько сложно это сделать на общедоступном уровне, вряд ли подобные новшества будут восприняты позитивно в ближайшем будущем.

Творчество не терпит границ и пустоты, поэтому новый опыт презентации работ неизменно повлияет на арт-рынок в дальнейшем, даже если восстановятся прежние условия.

Показательно, что не только крупные игроки арт-рынка оперативно адаптируются к новым реалиям. Активности некоторых отдельных художников свидетельствуют о том, что современное искусство уже находится в тесной связи с миром технологий, авторы работ учитывают и переосмысливают те методы восприятия контента, которые стали естественными для современного человека.

Например, скандинавский художник Олафур Элиасон (Olafur Eliasson) применил возможности технологии дополненной реальности (AR) в своих работах «Wunderkammer». Пользователи, скачав в AppStore приложение Acute Art, могут увидеть созданные художником северное сияние, радугу или исландскую птицу тупик, которые, по задумке автора, стремятся максимально взаимодействовать со зрителем через плоский экран монитора или смартфона.

[caption id="attachment_595055" align="alignnone" width="980"] artsy.net[/caption]

Таким образом арт активно уходит в Сеть, и развивается там. Виртуальные визиты в художественные мастерские, многочисленный вебинары, онлайн открытия выставок, развитие онлайн-платформ и онлайн-пространств, и прогрессивные технологии как материал для творчества - это все становится новой нормой нашей реальности.

Анна Коршун (Christie’s Education New York, член Tate North American Acquisition Commitee), экспертно-коммуникационная группа «Импульс» и команда Marie Claire Ukraine готовят для читателей специальную серию публикаций о современном искусстве.

Статьи по теме
Читайте также